В
прошлой части были разобраны основные причины такого многообразия машин, проложены "координатные оси", и даже размечены характерные границы, разделяющие ниши между собой. Промежуточные классы конечно же случаются, но они предельно редки в силу своей бесполезности, и проходят по разряду курьёзов. Так что вроде бы всё готово для выделения сетки ниш, и даже был проделан "пробный заход", который я думаю будет уместно повторить.
Попробуем построить сетку...
Итак, на пять этажей "дальности" имеем пять этажей "пассажировместимости". Но вообще, если присмотритесь, то я выделил шесть этажей "дальности". Добавлением совсем уж "самокатов". По обоим линейкам сетка строится удвоением, т.е. можно увеличивать одну координату за счёт другой, получаем эдакий "тришкин кафтан" с фиксированными массогабаритами машин, и будет правильным построить двумерную сетку с отдельными массогабаритными типами шасси, и различными пассажировместимостями. Т.е. по второй координате вобщем будет та самая "дальность", определяющая класс машины. Вместо квадрата получаем паралелепипед. Ну, или трапецию.
Сетка машин:
.. . . . +---------------- "самокат" минимального вида
. . . . / . +------------- "экскурсионный" поджопник
.. . . / . / . +---------- "внутригородской" транспорт
. . . / . / . / . +------- "междугородний" транспорт
.. . / . / . / . / . +---- "экспедиционный" транспорт
. . / . / . / . / . / . +- "мобильный дом"
.. / . / . / . / . / . /
---+---+---+---+---+---+-----------------------------------------
__1 --- --- --- --- --- - "сегвей" ?
__2 __1 --- --- --- --- - "мотоцикл" ?
__4 __2 __1 --- --- --- - "мотоколяска" ?
__8 __4 __2 __1 --- --- - "смарт",. микролитражка для города
_16 __8 __4 __2 __1 --- - "жигули", малолитражка гольф-класса
_32 _16 __8 __4 __2 __1 - "волга",. средний класс
_64 _32 _16 __8 __4 __2 - "чайка",. представительский класс
128 _64 _32 _16 __8 __4 - "промышленные машины", лёгкий грузовик
256 128 _64 _32 _16 __8 - "тяжёлые машины", мощный грузовик
521 256 128 _64 _32 _16 - "сверхтяжёлые машины", автопоезд
999 512 256 128 _64 _32 - "вагон", железная дорога
---+---+---+---+---+---+-----------------------------------------
Три самые мелкие и верхние ступеньки выглядят непонятно, но пока оставим их в покое. Далее идут четыре очевидные и железобетонные позиции, после которых снова начинается муть. Но эта муть несколько проясняется, если осознать, что там "легковушки" сменяются "грузовиками", сначала недомерком "пазиком", а потом полноценным "икарусом", после которого уже идут поезда, "автобусы для часа пик". Которые вобщем бессмысленны, и которых практически не делают. Почему собственно имеющиеся варианты и представляют собой переделку имеющихся машин. Количество пассажиров на первый взгляд кажется несерьёзным, но "гармошка" берёт именно где-то столько, а сотня влазит даже в обычный городской автобус с поручнями и площадками. Поезд берёт ещё радикально больше: сидячий вагон вмещает сотню, а спальный сорок или даже шестьдесят. И это в одноэтажном исполнении. Так что электричка может брать сразу несколько тысяч человек, и для неё никогда не делают вариант для стоячих мест. Хотя, советские электрички думаю к этому вплотную приблизились. Совок, это совок.
А теперь разберём подробнее. "Самокатную" колонку я игнорирую, она будет интересна только для недомерок, и сами недомерки я тоже разберу попозже. Также пока оставим в покое грузовики.
"Волга", машина среднего класса.
Это реально "основная" машина, являющаяся вобщем "эталоном" для всех легковых машин. Опорным выбираем "экспедиционный" универсал на двух человек, имеющий "междугороднюю" версию на четырёх человек, и "городской" минивэн на всю семью, плюс возможно транспорт подброски сразу на полтора десятка человек. Увы, но автомобили в России сначала делаются "для армии", и только потом получается задумываться о том, что с ними делать потом.
Варианты:
16ч "рафик" для внутренних перевозок
_8ч "универсал" классического вида
_4ч "волга", классический "седан" среднего класса
_2ч "бобик", оригинальный "джип" ВМВ
_1ч минимальный "кемпер"
"Микроавтобус". Реально до 16ч пассажировместимость вроде бы так и не довели, но просто не захотели, потому что на "универсалы" был наложен запрет, и нужно было хотя бы что-то. Но при нормальных универсалах будут нужны машины именно полноценной вместимости. И, да, никакого багажника "микроавтобус" в принципе не имеет. Вместо него сидячие места.
Click to view
"Универсал". Да, выше вы прочитали всё верно: советские "волги"-универсалы возили именно по семь-восемь человек, причём дополнительно имелся небольшой багажник. Но это был лютейший КапитализЬм, и поэтому об этом было строжайше нельзя даже просто знать. А фонарики на задних стойках окон затем, чтобы в дальней дороге можно было бы остановиться, включить их в качестве "габаритников", разложить сиденья, и нормально поспать. То есть превратить машину в практически настоящий "автодом". Нет, вам, обычным людям, всё это было строжайше "нельзя".
Это именно
"седан". Вы удивлены?
Глаза вас обманули: это был действительно "седан"! Который занимал именно ту же самую нишу, что и "волга". А потому что это "седан", пусть и дерьмовейший "седан". Хотя, свои десять лет он продержался на конвейерах вполне.
21я была существенным "шагом вперёд", а
24я тему окончательно закрыла и похоронила, потому что она идеальна. Улучшить практически невозможно, так что 32я уже была скорее "фейс-лифтингом".
"Джип". Это именно оригинальный вид
ГАЗ-69. Две двери, два места. Плюс небольшой классический "кузов общего назначения" с лавками по бортам.
Это мог бы быть "полукемпер"... Если бы он кому-то был бы нужен...
И вот как раз здесь становится очевидной суть "седана". Шасси единое и изначально создаётся с расчётом на микроавтобус. Ну ладно, даже пусть у микроавтобуса будет свой отдельный безкапотный кузов, где все будут как селёдки в бочке, но вторая-то строчка в линейке, это всё равно "универсал"! Который ещё в СССР мог возить дополнительных пассажиров. И выбрасыванием которых получалось и место и свободная грузоподъёмность под багажный отсек.
Корпус рассчитан на пассажиров, но в "седане" вместо них вещи. А как я уже много раз говорил, вещи штуки
намного более тяжёлые, чем пассажиры, и для сохранения той же площадной грузоподъёмности, требуется резко уменьшать объём, для чего фургон превращается вот в такой вот герметично закрывающийся кузовок очень ограниченной высоты. Да, мои дорогие, "седан", это на самом деле такой маленький "пикап", который изначально создан, чтобы возить чемоданы. А это прямо означает, что если вы никуда особо ездить не намерены, то "седан" вам просто нахер не нужен, и вместо него нужно брать совершенно другую машину, -- "хечбек", или даже недомерку "матиз", где детей приходится возить вместо вещей. "Седан", это всегда "гран туризмо", это машина для дальних вояжей, где придётся останавливаться в гостинице. К "седану" всегда должен прикладываться дорожный чемодан.
Итак, с "седаном" должно быть понятно, и точно также должно бы быть понятно и с семейным "универсалом". Если у вас семья и она туда влезет, то "универсал", это машина как раз для вас. И если у вас действительно имеется семья, то это практически всё, о чём вы только можете мечтать. Чтобы когда-нибудь наконец купить. Конечно же, если у вас на неё есть деньги, и если вам её ещё продадут. В совке простолюдину "универсал" было невозможно приобрести. И даже если псевдо-"универсал" марки "жигули". Хотя, единственный мой дядя-автомобилист, имел именно такой. А далее нужно сказать пару слов про ещё один "универсал", который уже типично имеет марку УАЗ. Правильный "бобик", он на самом деле вообще двухместный, и именно таковы были ранние УАЗ-69. Там можно было поставить лавки, но именно что в "грузовом" отсеке. Он в первую очередь для грузов, а не для людей. Потому что в поле объём багажа радикально растёт, и багажника становится решительно мало, и требуется значительный объём. Но, в то же время это всё ещё не грузовик, и этот объём незначительный и дико неудобный, что всегда вызывает раздражение у тамошних обитателей. А далее ещё мог бы быть одноместный "кемпер", если бы он хоть кому-нибудь был бы нужен. Каким-то подобием являлся "санитарный" вариант волги, демонстрирующий возможность разместить спальное место, рабочее место, и что-нибудь ещё. Для одиночки это было бы очень круто, но люди как-то так обычно живут вдвоём, откуда прямо переходим к следующей строчке линейки.
"Чайка", машина повышенного класса.
Малосерийная машина увеличенного размера, для специальных нужд. Обычно с улучшенной подвеской и более качественного изготовления. Она вам запомнилась по позднему совку, где представители номенклатуры всеми своими действиями вам показывали, что они не садисты, а "доминанты". Но, до эпохи толстожопых свиней был ещё период вполне-людей, и вот в эту непонятную странную сталинскую пору, "скорую помощь"
выпускали именно на базе лимузина. Причём именно на базе тех же самых сталинских мелкосерийных ЗиС-110, не говоря уже про более простые машины на базе ЗиМ / ГАЗ-12, которые и являлись прямыми предшественниками "чаек". Более того, списанные машины из спецгаражей тоже переделывались в "скорые помощи". Да что там говорить, если сталинские "чайки" даже использовались как "такси"!
На базе поздних "чаек" тоже делали "скорые помощи", но уже с шильдиком "только для номенклатуры". Вы сами, своими руками остановили весь этот мерзкий ужасный Холокост, и теперь должны насладиться всеми прелестями этого нового дивного Пути. Который пусть уже увёл вас оттуда, но зато привёл вот сюда.
Варианты:
32ч - ближний автобус
16ч - нормальный микроавтобус классического вида
_8ч - машина представительского класса, VIP с охраной
_4ч - большой внедорожник класса ленд-ровера
_2ч - нормальный "кемпер"
Click to view
"Служебный автобус". Опять же, получился в полтора раза меньше нужного, но просто не старались. Хотя, если ввести пассажирскую площадку и поставить поручни, то легко влезут и все тридцать три богатыря.
"Микроавтобус" капотной компоновки, для частых поездок. Салон по размеру практически аналогичен микроавтобусу более мелкого уровня, но добавляется внушительный капот, багажное отделение, машина становится крепче, и у неё на остатки несколько увеличивается комфорт.
"Лимузин". "Седан на стероидах", больше нечего сказать.
"Внедорожник" классического вида. Он именно такой: "Хаммер", "Лендкрюйзер", "Гелендваген".
"
Кемпер". Вот это уже кемпер как кемпер.
Точно также, как в предыдущем пункте с "седаном", здесь раскрывается суть "лимузина". Диван, он для VIP, рядом с которым ютятся пара его замов и ближайших помощников, плюс организатор поездки (и начальник охраны?) в водительской кабине, плюс собственно водитель с напарником, и плюс два телохранителя в основном салоне. Добрый десяток человек, и лишь только для того, чтобы VIP сохранял непрерывный контакт с двумя своими ближайшими помощниками. Это должен быть очень-очень-очень занятой человек, чтобы идти на такие чрезвычайные меры. Три уровня иерархии, и в одной машине. Ситуация предельно редкая, и эта редкость передаётся и редкости самой машины. Она редка не потому, что какая-то особенно дорогая, а лишь только потому, что она предельно специфическая, и даже узко-специфическая. В некоторых случаях машина ещё возит добрый десяток охранников снаружи на подножках, но такая машина обычно одна на страну, потому что на ней ездит тамошний Президент. Причём обычно там бронемашина сразу на базе грузовика, и это вообще следующая графа в линейке, пусть она и выглядит одинаково с этой.
А вот другие машины на базе этой платформы, в цивилизованных странах резко более распространённые. Во-первых, это конечно же "внедорожник", ставший Эталоном всех внедорожников, и даже извратив сущность УАЗа, который тоже сделали четырёхдверным и пятиместным, и потому совершенно бесполезным. Если ГАЗ-69 был важнейшей машиной в войсках, то УАЗик годится лишь только на роль командирского транспорта. И далее его ещё дополнительно удлиннили, окончательно убив все его сильные стороны. А вот "лендровер" каким был, таким и оставался, покуда в нём окончательно не утратился смысл. Внедорожники в Великобритании почему-то больше не нужны. Странно, но факт.
Ну и конечно же нужно упомянуть автобусы на этой платформе, всем известные по машинам "скорой помощи" и катафалкам. Полноценные такие машины возможны только на этой базе, а желательна даже следующая ступенька. Американские "скорые помощи" именно таковы, а катафалками в СССР стандартно были вообще "пазики", у каждого из которых на жопе был лючок для извлечения гроба. Но, полная длина машины для таких нужд не требуется, и это будут машины уже "капотной" компоновки, одновременно формируя нишу для серьёзного микроавтобуса с повышенной пассивной безопасностью. Северные папуасы на это привычным жестом кладут, но это серьёзная фишка, хотя конечно удобнее иметь пару машин попроще. Также здесь возможен ближний автобус, что-то вроде большой "газели" с пассажирскими площадками. Ну и конечно же из такой машины получается неплохой "кемпер", и практически все "кемперы" относятся именно к этой нише.
"Жигули", малолитражка гольф-класса.
Если "волга" нацелена на юридических лиц, это бизнес-класс, рабочая лошадка для такси и прочих промышленных перевозок, а "чайка" сделана для чиновников и всяких служб, то "жигули" нацелены в первую очередь на личное владение, это "семейная" машина. Тот самый размерностный "Ц-класс", зрительно неотличимый от "Б-класса".
Варианты:
_8ч - малый минивэн для городских поездок семьёй
_4ч - классический "хечбек", т.е. без багажника
_2ч - раллийное спорт-купе с багажником
_1ч - малый внедорожник
"Минивэн". Конкретно эта машина шестиместная, но более новые вполне имеют семь-восемь мест. Багажника машина этой ниши не должна иметь, потому что всегда можно задние ряды сидений сложить, получив практически любой потребный объём.
Тот самый "хэчбэк цэ класса". Багажник, как видите, отхэчен, но на самом деле не совсем.
"Спорткупе". Особая популярность этого типа в том, что это машина не "для спорта", а именно "для дальних поездок".
Малый внедорожник. Формально двухместен, но в дальнюю дорогу получится только одному.
А здесь раскрывается сущность "хэчбека". Ему не нужен багажник! Ему нужен сразу весь трансформируемый салон. Те же четыре человека, минус багажник, минус излишний на асфальте запас прочности, и вот она типовая машина в нынешнем дорожном потоке. Нахуй в нём не нужная, потому что это всё от зажратости, мании величия, и неспособности договариваться и организовываться. Дороги на этот потоп принципиально не рассчитаны, а сама машина в принципе не окупается, потому что дешевле и качественнее пользоваться городским транспортом, а для особых поездок заказывать такси. Но, кому-то такие машины действительно необходимы. Обычно тем, у кого просто нет этого самого "городского транспорта", потому что проживает в сельской местности. Где-то здесь находится и ниша дальних поездок, где вместо "хечбека" уместен как раз двухдверный двухместный седан, но эту нишу на лету сожрали новомодные "хечбеки", которые на первый взгляд выглядят тем, что надо, только лучше. Коварная ошибка! Потому что купите мыльницу вместо GT.
По идее, имеется серьёзный запрос именно на серьёзную надёжную двухместную машину для дальних поездок. Обычно для молодёжи, с хорошим заработком, позволяющим дальние частые вояжи. Когда-то это было очень популярно, откуда и пошла тема "купе", ралли, GT, но сейчас рулят самолёты, которые эту тему наглухо замуровывают. Впрочем, некоторая субкультура вроде бы остаётся и до сей поры. Где-нибудь в южной Европе. Но, чаще под "купе" понимается "спорт-купе", где вобщем тоже самое, но паркетнее, хрупче, и быстрее. Вобщем, ниша зажована, извращена, а это значит, что имеет перспективы.
Следующий момент, это внедорожник, где вобщем то же самое, только с полным приводом, внедорожной подвеской, и колёсами с развитыми грунтозацепами. Причём в отличие от вышеописанных "купе", здесь для груза будет использоваться пассажирское место, то есть получается особый внедорожник с малюсеньким багажником. Такие машинки внезапно достаточно популярны, но как понимаю, используются обычно не для дальних поездок, а для выездов с подругой за город, чтоб с понтами. Отдельный момент в том, что внедорожник может быть "паркетным", потому что одиночная поездка в особую даль легко может стать самоубийственной, и таких просто не бывает. Но, такой недомерок по идее должен быть одним из лучших внедорожников, и проходить там, куда не сунется никто другой. Про советский ЛуАЗ слагались легенды.
Ну и в завершение данного уровня стоит отметить сущность "минивэн". Тот самый микроавтобус на основе "битла", предка всех "гольфов". Настоящий "минивэн" именно здесь, а в следующем "волговском" классе уже будет "универсал" той же вместимости и полноценный "микроавтобус". Собственно "рафик" прямо на основе "волги" и создавался. Багажника "минивэн" не имеет, за исключением малюсенькой ниши за задним сиденьем, которая всё равно есть. Вместо багажника у него трансформируемый салон. Это эдакий "безкапотный универсал". У "универсалов" сразу минимум три уровня: 1) безкапотный с багажной дверью сразу за сиденьями, 2) капотный с небольшой багажной площадкой, и 3) капотный с большой багажной площадкой, в которой ставятся съёмные сидения. Но средний "универсал", это на самом деле "хечбек".
"Смарт", городские микролитражки.
Здесь ещё более компактные машины, в идеале с "поперечной" парковкой, чтобы занимать половину парковочной зоны. В идеале с электрическими двигателями. Но вообще здесь всё ещё достаточно крупные машины с серьёзной прочной базой.
Варианты:
_4ч - гольф-кар с сиденьем вместо клюшек, только с кузовом
_2ч - классический "смарт" для города, поперечная парковка
_1ч - облегченное спорт-купе без багажника
Это именно "минивэн для четырёх". Индусы всё сделали слишком дёшево и через жопу, но именно таким должен бы быть
Daewoo Matiz. Пассивная безопасность конечно будет никакая, но в городе с живой полицией она и не нужна, а возможность поперечной парковки, это очень серьёзно.
Классический "
городской автомобиль".
Click to view
Японский спортивный
"Kei-кар".
Машина здесь должна иметь два основных варианта: предельно обжатый четырёхместный "универсал" вроде "матиза", но без капота с багажником и ещё меньше размером, плюс двухместный с небольшим багажником и улучшенной пассивной безопасностью, который будет наиболее основным. Плюс третий вариант, являющийся модификацией второго, с увеличенной прочностью, безопасностью, и мощностью скоростью. По идее, тут возможны японские спортивные "kei-кары" специальной конструкции, представляющие собой "спорт-купе без багажника" на базе микролитражки, но что-то мне говорит, что поперечная парковка будет важнее скорости. С другой стороны, если это машина для дальних поездок, то важнее будет как раз скорость. Но тут в свою очередь тянутся ещё и две другие ниши, так что не знаю. Отдельный момент в том, что на базе реального "смарта" как раз
сделали "спортивный кей-кар". А вот из четырёхместника вышла не искомая "Tata", а почему-то "матиз" даже крупнее оригинала.
Ну и
далее поговорим о недомерках, переростках, и итогах.