Хечбеки, седаны, лимузины...

Jul 07, 2023 02:56

Наверняка вы сейчас считаете, что это особые типы кузовов машин, откуда прямо начинаете бредить "лимузинами" "гольф-класса", "хечбеками" "Ц-класса", и прочими "спорткупе" на базе представительских моделей машин.

Как-нибудь так:



Или вот так:





Ну бред же! Бред сивой кобылы, в итоге так и остающийся курьёзом. Ну, бывает. Построили десяток машин, и хватит. Авось какой-нибудь дурак купит. Дело в том, что там вообще никакие не "типы кузовов", а полноценные классы машин, то есть уникальные конечные "ниши" в сетке машин, по странному стечению обстоятельств имеющие уникальные типы кузовов, которые им наиболее подходят для исполнения ихней роли.

Автомобиль нужен для перевозки людей. Факт.

То есть сразу же получаем две главные характеристики:
1) пассажировместимость, и
2) дальность.

Первая характеристика очевидна, а вот вторую принято недооценивать. А зря! Я вас наверное удивлю, но "дальность", это буквально ключевая характеристика, которая собственно и определяет всю линейку типов машин. Но, это достаточно сложная для понимания мысль, до которой ещё нужно созреть, так что оставим её "на потом". Я пока просто декларирую, что "дальность" намного важнее, чем вам кажется.

Это был заведомо неполный список характеристик, но за вычетом конечных параметров, вроде a) размера, b) массы, c) формы, d) мощности, e) оснащения, нужно добавить ещё только 3) грузоподъёмность. Здесь речь идёт об именно не-живых грузах в виде багажа или какого-либо коммерческого карго. Коробки, бочки, пачки, плитки, и т.д. и т.п. Всего того, что так обожают всякие папуасы. А вот характеристика "скорость" вообще не имеет значения, потому что прямо увязана с "дальностью", причём уже просто по своему определению.

"Скорость" зависит от ускорения и его длительности, причём само ускорение очень ограничено для удешевления машины и поездок, и практически всё зависит от времени набора скорости, а время, это прямо и есть "дальность". То, что нормально для трассы, в городском цикле уже будет зачастую бесполезно, а то, что важно в городе, может быть избыточно при выезде за его пределы. Так что эту характеристику бессмысленно отделять от "дальности", и это не одна такая характеристика. Можно ещё вспомнить, например, "целевой тип дорожного покрытия": малые поездки гарантированно будут по асфальту, увеличение дистанции рано или поздно выведет вас на просёлочные дороги, а ещё большая дальность гарантированно заведёт вообще куда-нибудь в лес, к чему тоже нужно быть готовым. Но, к этому же параметру на самом деле привязан ещё и размер багажа, так что и "грузоподъёмность" на самом деле является вообще зависимым параметром, который можно опустить. И этот тёмный момент следует отдельно объяснить...

Дороги, чемоданы, вокзалы, дальние страны...

Вы уже наверное ощущаете цинизм постановки вопроса, потому что "чемодан" вам будет потребен лишь только в дальней дороге, причём действительно дальней, а обычно вы переносите только небольшую сумку, максимум рюкзак, причём чаще всего ходите вообще с одним пакетом или даже без него. Наверняка вы до сих пор об этом не задумывались, но характерный размер багажа прямо зависит от длительности вашего путешествия, и уже по одному вашему багажу можно определить, как далеко вы собрались пойти.

Попробую выделить "уровни багажа".

1. Человек без багажа. Не знаю, что об этом думаете вы, но на мой взгляд, это "человек на экскурсии". Который пришёл просто посмотреть. Праздный зевака. Наиболее распространённый пассажир городского транспорта, который куда-то едет лишь только потому, что ему больше нечем заняться. Впрочем, в некоторых местах этот уровень ценен и очень важен, например, когда речь идёт об ученике или туристе, который изначально только за этим и прибыл. Или вот например, рабочий, которому не нужно ничего носить с собой, потому что всё нужное его дожидается на конечной точке пути. Так что уровень достаточно необычный, но важный и нужный. Обычно считается, что это 75кг. Но пусть будет 70, для округления. 70 толстых-претолстых килограммов.

2. Человек, занятый делом. За покупками в магазин, с рассадой в сад или с помидорами обратно, или вот например срочно нужно отнести гравицапу в ближайшую мастерскую. Блин, да хотя бы отвести ребёнка в школу. Проезд малолетних не оплачивается потому, что дети, это такой багаж. Их повсюду за собой нужно носить. Ну, или тащить. Билет нужно спрашивать только тогда, когда "ребёнок" уже сам начнёт что-то носить. Но, обычно это будет уже после того, когда из подростка ещё какого-то среднего пола выйдет уже заметный юноша или девушка. Волосы можно носить или не носить, одежду тоже можно всякую надеть, но есть вещи, которые не спрячешь. И вот только потом. Вобщем, здесь человек с типовой "ношей", тем самым древним римским "талантом", грубо приравниваемым к 25кг, итого суммарно получаем что-то вроде 100кг. Килограммы заметно худеют, но пусть.

3. Дальняя дорога. Тот самый чемодан. А лучше сразу два. У вас же сразу две руки? Вот. Больше всё равно не унесёте. Чемоданы вы возьмёте большие, самые большие, будете грузить побольше, но больше собственного веса всё равно не утащите. Хотя можете попытаться, это будет забавно. Если дорога действительно дальняя, то вам потребуется очень много всего. И это, и то, и ещё вон то. А ещё наверное вон та фигня может пригодиться, но вы её уже не сможете взять. Обидно, аж жуть. Вобщем, возьмёте одежду, какой-то дорожный комплект из полотенец и простыней, какую-то бытовую мелочёвку, от кружек до зубных щёток, плюс наверное что-то почитать или записать, лаптоп, во!, а может быть ещё и какой-нибудь инструмент, он тоже наверняка вам пригодится. Вобщем, всё ограничивается тем, что у вас только две руки, и что больше своего веса вам всё равно не унести. А ведь возможно придётся нести. Итого, 140кг.

4. Вы думаете, что пара чемоданов, это "много"? Ха! Да вы просто никогда никуда далеко не ездили. Бывают места, куда вы возьмёте столько, что даже возможно какую-то часть придётся выкинуть при необходимости. Или например, съесть. Экспедиция! Действительно дальняя дорога требует дополнительного топлива, и увеличения всех прочих припасов. Хотя, воду вам всё равно придётся найти. Но даже с этим вам придётся брать очень и очень дофига. А с другой стороны, сухой пищи требуется суммарно не более полукилограмма в день, итого мешка вам хватит месяца на три, то есть сразу на весь сезон напролёт, и дольше вы всё равно сами не вытерпите. Потому что либо все грибы снегом засыпало, либо наоборот, на лыжах уже неудобно ходить по высокой траве. Вобщем, не более чем ещё дополнительный мешок комплектом к чемоданам, итого круглые 200кг.

5. Продолжаем линейку, 280кг. Это уже значительный вес: четыре мешка на человека. Водитель такой вес вполне сможет самостоятельно разгрузить, не надорвавшись, и вероятно даже не вспотев, причём груз уже будет иметь существенную стоимость. Но, всё же ещё недостаточную для полноценного заработка, так что здесь ещё далеко не коммерческий грузовой транспорт, а скорее нечто для собственных нужд. Этот уровень уже даёт полноценный "пикап", после которого будут идти уже полноценные "грузовики", но поскольку данная линейка определяется по "дальности", то важными здесь являются совершенно иные характеристики. Здесь требуется какая-то радикально иная машина, позволяющая существенно бОльшую автономность, чем "внедорожник". На первый взгляд, сюда просится нечто не только вездеходное, но ещё и водоплавающее, в смысле, амфибийное, но такие машины вобщем никому не нужны, поэтому особо не буду их разбирать. А вот сторону "временнОй" автономности стоит затронуть подробнее, потому что если это "корабль", то это должен быть полноценный "дом". "Мобильный дом". "Кемпер", который малосериен и узко-специален с своими каждый раз особыми списками нужд. Но это излишне далёкий уровень, куда я боюсь даже смотреть.



Да, "кемпер", это вполне может быть "пикап". Но, тему "грузовиков" думаю стоит отдельно подробно разобрать.

"Грузовики". Машины, которые выбиваются из колеи. Ну, или которые накатывают новую колею.

Грузовая линейка начисто херит линейку описываемую, потому что это новая совершенно отдельная ось координат. Дело в том, что грузоперевозки требуются сразу на всех дальностях, и сразу во всех массогабаритах. Даже если речь идёт о микролитражке, чему примером является классический "Kei-car".



Так что типично "грузовик" делается сразу на базе "автобуса", тупым отрезанием пассажирского салона, что автоматически порождает сразу весь спектр машин, от самых малых, до самых больших. Нужное шасси найдётся совершенно без труда.



Причём всё намного круче, чем вы можете подумать, потому что "пикапы" существуют даже среди велосипедов. Я лично являюсь счастливым обладателем подобного "пикапа", который был мной куплен специально чтобы привозить по паре 30л канистр с местного родника, потому что ни колодца, ни водопровода у меня нет. Дом вобщем тоже был куплен именно из-за этого родника, потому что это действительно крутой родник, о котором я возможно когда-нибудь всё-таки расскажу.



Но, это всё-таки экстрим и изврат, потому что начисто теряется "сетка координат", которую мне придётся сейчас заново проложить. Грузоподъёмность можно выбрать совершенно любую, что автоматически как-то зажовывает вопрос того, а какая собственно грузоподъёмность вам нужна?

Но тут на самом деле всё совсем просто, потому что я всё нужное уже записал и подробно расписал: на обычном голом велосипеде ездит если только какой-нибудь 1) "экскурсант", так что чаще всего выпускаются сразу "дорожные" велосипеды, которые уже имеют багажник, или даже сразу несколько, и ещё с корзинкой!, что позволяет туда разместить свою типовую ношу, чтобы не таскать её повсюду на своём горбу, если вы куда-то 2) "собрались по делу". Но этого маловато будет. Ещё конечно можно взять "прицеп", но тот всё здорово осложняет, и поэтому по-правильному для следующей ступеньки выпускается специальный "пикап" сразу для перевозки искомых двух чумоданов, потому что на этом уровне вы уже будете настоящий 3) "турист". Эдакое "гран-туризмо", просто уже без гостиницы. Потому что это "грузовик", чистая линейка грузоперевозок. Ну и далее будет 4) "экспедиция", после чего 5) "кемпинг", и уровень 280кг, который даёт "пикап".

И вот теперь нужно указать на следующий тонкий момент: грузы изначально формируются множителем 1.4х, но этажи в линейке образуются удвоением, то есть промежуточные дробные уровни выбрасываются, и у меня по сути дела ПЕРВЫЙ, самый малый, настоящий "грузовик" грузоподъёмностью под 140кг. Это действительно "пикап", но на самом деле это всё ещё только "седан", начинающийся с уровня двухместных платформ, а "пикап" будет только в следующей линейке 280кг, где берётся машина более крупного размера уровня четырёхместной платформы и выше. Тот самый "кемпинг", а промежуточная "экспедиция" обойдётся как-нибудь без "грузовиков". Итого, паллиативным грузовиком является "седан" с своими 70кг багажа на человека, а потом идёт "пикап" с сразу утроенной грузоподъёмностью: вместо 70кг на груз будет приходиться сразу 210кг. Но, как я уже сказал, это всё ещё недостаточная нагрузка для коммерческих грузоперевозок, и полноценные коммерческие "грузовики" появятся лишь только на следующей ступеньке, где ещё более крупная машина уровня восьмиместной платформы и выше, и на человека может приходиться груза сразу 490кг.

Для личных нужд, суммарной грузоподъёмности на человека будет оптимально как раз "пикаповские" 280кг суммарно и 210кг багажа, потому что эти 280кг, это вобщем классическая семья: родители, и двое детей. Отсюда и порождается суперпопулярный малолитражный "универсал". А если считать сразу двух "пассажиров", то в багаж гарантированно помещается сразу целая полная семья. Или даже сразу пара семей, чтобы например взять с собой ещё и дедушку с бабушкой. Или вот например семью друга или подруги. То есть здесь уже будет не "универсал", а целый "минивэн", который тоже вобщем суперпопулярен. Но, тут уже речь идёт о грузопассажирских версиях, когда приходится постоянно возить с собой кучу паразитного оборудования для комфорта лишних для грузовика посторонних людей, так что именно что пассажирский салон отбрасывается, и получается "пикап". Который вобщем вполне сохраняет возможность перевозить ещё кого-нибудь, просто будет несколько страдать комфорт. Так что люди, у которых бизнес впереди семьи, выберут "пикап", и ничто другое. И нужно ли удивляться тому, что этот "пикап" кроме того ещё наиболее из всех машин подходит для нужд войны?



Ещё раз продолжаем линейку, и получаем "грузовые" 560кг на человека, или те самые 490кг багажа. Вот здесь уже действительно появляется хоть что-то похожее на грузовик. По идее, даже 280кг являются нормальной нагрузкой для старинной "двуколки", т.е. крестьянин отвозил на ярмарку именно такой груз, но это нищета. Это если только "для себя", а "на продажу" хотелось бы побольше, и поэтому там транспорт совсем другой. Зимой, да по руслу замёрзшей реки, одиночная лошадка тащила намного больший груз, так что основные перевозки производились именно тогда. И там на человека выходило как раз что-то порядка полутонны и выше. Так что это "исторический" размер. Но, ещё только нижняя грань "грузовиков", а верхняя практически отсутствует, потому что в современности она занимается "фурами", на которых одиночный водитель возит сразу до сорока тонн, причём каждый водитель хотел бы и ещё больше, но в современных реалиях просто не получается. Нужно увеличивать допустимую массу, высоту, и в первую очередь ширину полосы, о чём я уже давно писал.

Линейка грузоподъёмности транспорта.
------------------------------------------------------------------
_70кг - человек, облегченный - экскурсия
100кг - человек, нормальный. - ближнее
140кг - человек с багажом. . - дальнее или просто багаж
200кг - человек с запасами . - экспедиция
280кг - семья молодая. . . . - кемпинг или "пикап"
400кг - семья полная . . . . - (выпадает)
560кг - коммерческий груз. . - только коммерческие грузоперевозки
------------------------------------------------------------------

Машины для чемоданов и вокзалов. И не только.

Сетка масштабируется с множителем 1.4х, хотя можно брать сразу 1.5х, удерживая в голове люфт в 7%. Снова толстые и тощие килограммы. Но, это значимо если только забыть про характерные дистанции для поездок, которые очень и очень различаются, обычно в сторону повышения, требуя замены множителя сразу на 2х. Растёт и расход топлива, и одновременно опасность поездки, требующая повышения безопасности, хотя бы пассивной безопасности. Плюс дальняя дорога требует надёжности, так что машину будет требоваться делать с повышенным запасом прочности и соответственно в более тяжёлом исполнении, плюс ещё потребуются всякие дополнительные фишки, итого сетку нужно формировать именно удвоением.

1. Экскурсионный транспорт. Здесь люди совершенно без багажа, но вместо 0.7х можно взять сразу 0.5х, потому что характерные дистанции здесь совсем ничтожные, соответственно ничтожная скорость, и можно транспорт дополнительно облегчить. Для экскурсионного транспорта частенько используется исполнение "без дверей", потому что двери там нужны если только чтобы их постоянно открывать и закрывать, а толку от них вобщем ноль. Потому что кругом чистый асфальт и бетон.

2. Ближний транспорт. Здесь люди уже могут иметь лёгкий багаж до половины собственного веса, или малых детей, а также здесь нормальные дистанции и соответственно скорость, и соответственно нужен нормальный транспорт классического вида, с нормальными защитными мерами. Множитель 1.0х.

3. Дальний транспорт. Здесь человек обычно будет брать серьёзный багаж, т.е. пару чемоданов или даже тележку, вероятно массой до собственного веса. Но, такое обычно требуется лишь только на значительные дистанции, что одновременно требует и повышения объёма возимого топлива, и повышения прочих запасов, и повышения прочности конструкции и надёжности, одновременно желательно с повышением пассивной безопасности, потому что скорости здесь существенно растут. Множитель 2.0х.

4. Экспедиционный транспорт. Здесь человек будет готовиться в дальнюю дорогу, беря не только багаж, но и дополнительное снаряжение, например, для оборудования временной базы. Палатку, очаг, и так далее. Соответственно желателен и вездеходный привод, и дополнительная жёсткость корпуса для езды по пересечёнке, и всякое дополнительное стандартное оборудование вроде лопат, лебёдки, и колейных мостов. Множитель 4.0х.

5. Автономный транспорт. А вот здесь уже должна быть "мобильная база" с повышенной защищённостью к воздействию окружающей среды, т.е. "фургон", причём с изоляцией. "Кунг", то есть "вахтовка". Настоящий "сухопутный корабль"! Вездеходное шасси должно усовершенствоваться, и дополнительно будет существенно более тяжёлый кузов, итого здесь должен быть множитель 8.0х.

Итого:
/2 - "экскурсионный" поджопник для коротких поездок;
1х - "ближний" транспорт нормального вида;
2х - "дальний" крейсерский транспорт;
4х - "экспедиционный" универсал-внедорожник;
8х - "кемпер", эдакий мобильный дом.

. . . . . +------ масса машины на человека
.. . . . / . . +- груз на человека
. . . . / . . /
--------+-----+----------------------------
_125кг/ч _70кг - экскурсия
_250кг/ч 100кг - ближнее
_500кг/ч 140кг - дальнее
1000кг/ч 200кг - экспедиция
2000кг/ч 280кг - кемпинг

Линейка доли полной массы машины на человека:
100кг/ч - мопед / транспортёр
200кг/ч - мотоцикл / автобус
400кг/ч - легковой транспорт
800кг/ч - лимузин
***кг/ч - грузовики

Не правда ли, уже начали вырисовываться черты? Внедорожники уехали в свою отдельную нишу, и одновременно выделилась ниша, кратко назовём её "гран туризмо". Да-да, ваш взгляд постоянно выхватывает из дорожного потока настоящие "крейсера", но ранее вы просто не задумывались о том, что это полноценные крейсера. И, конечно же, множество машинок попроще. Но, это ещё только половина разбираемой конструкции, потому что пока затронули только "дальность", а есть ещё и "пассажировместимость".

Сколько грузить пассажиров? В штуках?

Вопрос, однако, не праздный. Наверняка вы ездите чаще всего вдвоём, если вообще берёте кого-нибудь с собой, но думаю смутно понимаете, что у вас в машине вообще-то сразу четыре места. Но почему? Но зачем? Да, действительно, вы в любой момент можете собрать пассажиров с обочины, но нахера они вам в вашей машине нужны? Вот. Возите вы лишь только тех, кто вам будут нужны. И это будет четверо. Но почему? А здесь нужно отдельно остановиться на характерном размере группы.

Те, кого вы везёте, это не разномастный сброд с улицы, хотя вы можете устроить и такое. Было бы только зачем. Нет, те, кого вы везёте в своей машине, это всегда полноценная "группа". Это всегда люди, объединённые одной общей целью, и вобщем работающие в команде. Лебедь рак и щука в вашу машину просто не смогут залезть, потому что у всех них прямо противоположные пути. Думаю, что вы никогда не замечали достаточно тесных организационных уз в своём коллективе, потому что для вас это "как дышать". Это тот самый "воздух", которого в вашем внутреннем мирке просто не существует, потому что он гарантированно есть всегда и везде, потому что без него вы просто не сможете дышать, а такой ситуации просто не бывает. Так же и здесь. Но, хотите вы этого, или нет, но вы в своей машине "команда", а "команда", это "армия", и к вам всем отлично применимы армейские организационные структуры, которые всё здорово упростят.

Организационные структуры:
_1ч - одиночка;
_2ч - пара;
_4ч - звено;
_8ч - отделение;
16ч - взвод.

Оргструктуры более 16ч всегда являются составными, и их уже можно не рассматривать. 16ч являются пределом для единого "отделения", причём чаще всего в таком большом отделении уже выделяется собственная структура, т.е. такое "отделение" уже превращается в двухуровневую оргструктуру, -- в маленький "взвод". Поэтому я и называю этот уровень "взвод".

Теперь попробую вкратце описать роли в огрструктурах...

. Пара:
1х помощник
1х хозяин

. Звено:
2х исполнители
1х ведущий инженер
1х менеджер

. Отделение:
4х рядовые исполнители
2х заместители
1х босс
1х организатор, справа от водителя

Уровень взвода расписывать не хочу, потому что там вобщем уже идёт "звено звеньев". Как видите, группы внутренне неоднородны, что даст вам понимание в причинах различий в оборудовании пассажирских мест, которые могут быть очень различны. Кому-то будет мягкий диван, кому-то кресло попроще, а кто-то и вовсе будет сидеть на раскладушке или вообще стоять.



Водителем обычно будет рядовой исполнитель или помощник. Сам за рулём ездит только частный владелец, т.е. глава семьи, а в любой организации босс ценит своё время и внимание, и старается его не расходовать на дорогу, даже частенько задёргивая шторки. Потому что ему есть, чем заняться. Структура в 16ч уже является избыточной и едва ли имеется потребность в таких машинах, потому что всегда удобнее разделить одну такую большую на четыре малых, тем более что те будут являться стандартными. Впрочем, как видите, бывает и такое, -- аж четыре этажа иерархии! Но редко. Настолько редко, что вы это даже никогда не замечали. Четверо, это действительно оптимальный размер, "золотая середина".

Попробуем построить сетку...

Итак, на пять этажей "дальности" имеем пять этажей "пассажировместимости". Но вообще, если присмотритесь, то я выделил шесть этажей "дальности". Добавлением совсем уж "самокатов". По обоим линейкам сетка строится удвоением, т.е. можно увеличивать одну координату за счёт другой, получаем эдакий "тришкин кафтан" с фиксированными массогабаритами машин, и будет правильным построить двумерную сетку с отдельными массогабаритными типами шасси, и различными пассажировместимостями. Т.е. по второй координате вобщем будет та самая "дальность", определяющая класс машины. Вместо квадрата получаем паралелепипед. Ну, или трапецию.

Сетка машин:
.. . . . +---------------- "самокат" минимального вида
. . . . / . +------------- "экскурсионный" поджопник
.. . . / . / . +---------- "внутригородской" транспорт
. . . / . / . / . +------- "междугородний" транспорт
.. . / . / . / . / . +---- "экспедиционный" транспорт
. . / . / . / . / . / . +- "мобильный дом"
.. / . / . / . / . / . /
---+---+---+---+---+---+-----------------------------------------
__1 --- --- --- --- --- - "сегвей" ?
__2 __1 --- --- --- --- - "мотоцикл" ?
__4 __2 __1 --- --- --- - "мотоколяска" ?
__8 __4 __2 __1 --- --- - "смарт",. микролитражка для города
_16 __8 __4 __2 __1 --- - "жигули", малолитражка гольф-класса
_32 _16 __8 __4 __2 __1 - "волга",. средний класс
_64 _32 _16 __8 __4 __2 - "чайка",. представительский класс
128 _64 _32 _16 __8 __4 - "промышленные машины", лёгкий грузовик
256 128 _64 _32 _16 __8 - "тяжёлые машины", мощный грузовик
521 256 128 _64 _32 _16 - "сверхтяжёлые машины", автопоезд
999 512 256 128 _64 _32 - "вагон", железная дорога
---+---+---+---+---+---+-----------------------------------------

Три самые мелкие и верхние ступеньки выглядят непонятно, но пока оставим их в покое. Далее идут четыре очевидные и железобетонные позиции, после которых снова начинается муть. Но эта муть несколько проясняется, если осознать, что там "легковушки" сменяются "грузовиками", сначала недомерком "пазиком", а потом полноценным "икарусом", после которого уже идут поезда, "автобусы для часа пик". Которые вобщем бессмысленны, и которых практически не делают. Почему собственно имеющиеся варианты и представляют собой переделку имеющихся машин. Количество пассажиров на первый взгляд кажется несерьёзным, но "гармошка" берёт именно где-то столько, а сотня влазит даже в обычный городской автобус с поручнями и площадками. Поезд берёт ещё радикально больше: сидячий вагон вмещает сотню, а спальный сорок или даже шестьдесят. И это в одноэтажном исполнении. Так что электричка может брать сразу несколько тысяч человек, и для неё никогда не делают вариант для стоячих мест. Хотя, советские электрички думаю к этому вплотную приблизились. Совок, это совок.

А далее разберём подробнее...

теория оргструктур, быт походный, теория контейнеров, вещи земные, ранги техники, теория транспорта, вещи ручные, транспорт

Previous post Next post
Up