Чубола - остров моих предков

Aug 03, 2016 20:20



Продолжаю рассказ о путешествии на Чуболу - деревню и остров, где родился мой дед Константин Матвеевич Кожин. Первую часть, рассказывающую о путешествии по дельте Северной Двины, можно посмотреть здесь. О Константине тоже есть отдельный пост Моряки Архангельска. В нем опубликованы старые довоенные фотографии.

Как я уже писал, Чубола расположена в дельте Северной Двины. И добраться до нее можно на теплоходе из Архангельска.




В Чуболе имеется пристань.



Недалеко от пристани стоит огромный номерной столб. По таким столбам с острова на остров подается электрический ток.
Да, и где-то я видел телефон-автомат.
На этом список общественных сооружений Чуболы кончается.
Все остальное - частное. Дома, причалы, лодки.
Администрация и полиция? Здесь даже таких слов не знают. Одним словом, довоенная Хоббитания.



Лодок очень много. В Чуболе без лодки - все равно, что в городе без штанов. Обратите внимание, на соседнем острове тоже свой столб.



Мой дед Константин Кожин уехал с острова мальчишкой. В 1921 году он уже окончил Архангельскую мореходку. У своих родителей Матвея Ивановича и Евдокии Николаевны он был первенцем. Всего детей у Матвея было 13. И семья жила в Чуболе до тех пор, пока у них не сгорел дом. В 1933 году они переехали в Соломбалу, а затем в Маймаксу. Как раньше, так и сейчас, примерно треть населения Чуболы - Кожины (кстати, предки моего отца родом из Нюксеницы Вологодской области. И говорят, что там тоже пол деревни - Малафеевские). В Чуболе жили в основном крестьяне. Хотя, мой прадед Матвей, занимался лесосплавом.











В Чуболе есть даже новостройки. И как минимум два хозяйства продаются.





Следы былого могущества. Сейчас на мотоцикле просто некуда ездить. За пределами деревни нет ни дорог, ни даже тропинок. Все заросло травой в рост человека.
Но так было не всегда. Когда-то на островах кипела жизнь. Домов в Чуболе было в десять раз больше. На острове имелась мельница, ферма, все было засеяно, не было ни одного свободного клочка земли. Даже картошку выращивали на соседнем острове, а за место у реки порой дрались. Но потом вышел указ об укрупнении хозяйств. И все, что можно с островов собрали и перевезли на один большой остров. Говорят, что на том острове стадо из тысячи коров растоптало и превратило в месиво все луга, и наступила экологическая катастрофа. С тех пор здесь ничего нет.



Теперь на островах живут только дачники. Хотя, за все острова не скажу.







Кончаются дома, начинаются непроходимые поля. Причем около деревни много крапивы. Она как стража, защищающая остров от людей. Трава высокая, мне по плечи. Можно идти с поднятыми руками, но под ногами ничего не видно, а земля неровная. Так что далеко не уйти. Я спрашивал у нескольких человек про тропинки вглубь острова или вдоль берега. Но все недоуменно качали головами: "А зачем? Куда идти то?" Действительно, зачем идти, если у всех лодки.



Заброшенных домов тоже хватает. В тени у одного из них я пообедал и отдохнул. Потом пошел к реке и полежал на лужайке у берега.









Люди здесь гостеприимные. Некоторые приглашали меня пообедать, выпить чаю или отдохнуть в кресле за домом.
Я пообщался с местными старожилами - пожилой парой по фамилии Кожины. Но конечно, никто уже не помнит семью Матвея.



День был жаркий, и моя фляжка давно опустела. Я подошел к мужчине, разговаривающему с гусями и спросил, не найдется ли у него воды. Мужчина повел меня к дому у реки, где нас встретила его жена. Звали ее Татьяна Корельская (в девичестве Кожина!), а мужа ее звали Александр Корельский. Пока я пил морс, она рассказала мне историю острова. Как в детстве каждое утро плавала на лодке в школу. О том, как остров разорился.
Оказалось, что ее муж Александр Корельский (человек с гусями) - известный в России резчик по дереву. То, что он делает - настоящее современное искусство. Его скульптуры стоят в овальном зале Администрации Архангелькой области, Доме Правительства в Санкт-Петербурге. Вот здесь есть небольшой фильм о его творчестве.
Но самое главное - он тоже наш родственник! Только уже не по деду Константину, а по бабушке Таисье Пекишевой. Александр родом из деревни Курьи, что под Холмогорами. И там же, в Курье живут и наши родственники, тоже Корельские. Скорее всего мы с Татьяной и Александром очень дальняя родня, но получается своего рода двойная связь. Мой дед родственник Татьяны, моя бабушка - Александра.
В конце Александр показал мне свои мастерские, оборудованные станками для работы по дереву. Гусей я уже видел. А еще у них есть теленок.







Через полчаса я покинул Чуболу. Деревню, где родился и провел детство Костя. Я многое узнал об этом месте. Хотя не видел, какие тут закаты и рассветы. Плохо представляю зиму.
Но, возможно, когда-нибудь я узнаю и это.

Северная Двина, Река, Чубола, деревни, Архангельская область, путешествие

Previous post Next post
Up