Palamismus mitigatus и его смысл

Sep 25, 2012 13:00

Как известно, Мартин Жюжи, католический богослов и автор знаменитой «Догматики Восточной Церкви», довольно отрицательно отзывался об учении св. Григория Паламы о нетварных энергиях и фаворском свете. Более того, вероятно именно Жюжи стал первым (после эпохи «паламитских» споров) богословом-антипаламитом. Особенность антипаламизма Жюжи в том, что он ( Read more... )

богословие, паламизм

Leave a comment

Comments 35

victor_a_k September 25 2012, 09:14:14 UTC
не знаю в чем проблема, поскольку Палама вряд ли в энергии вкладывал больше смысла чем до него, то вся разница только в том что на западе господствовал неоплатонизм и соответственно некие сущности прокладки между Богом и человеком, а Палама а говорил о непосредственном действии Бога...

собственно неопаламиты те же неоплатонисты как и католики, и честно говоря копаться в этом неоплатоническом споре нет никакого удовольствия(ради чего забивать мозг не научными фантазиями, лучше худож литературу тогда читать - благо жанр развит) с какой стороны оно бы не исходило...если верить Троицкому Булатович был то ли психопат , то ли одержимый...

Reply


quaeritans September 25 2012, 09:43:12 UTC
Как интересно. Получается, что виной всему желание "найти себя" в определенной традиции, вместо того, чтобы понять смысл самой традиции и соотнести ее с др. традициями. Кстати, желание обрести свою "идентичность" может проявлять себя по разному на разных уровнях развития. Например, для кого-то православие будет заключаться в цся и Москве-третьем-Риме, для др. - в паламизме и борьбе с западными влияниями, ну а для кого-то все православие будет сведено к старцу-духовнику и его "благословил-неблагословил".

Reply

irenered September 25 2012, 10:37:06 UTC
+для кого-то все православие будет сведено к старцу-духовнику и его "благословил-неблагословил".+
как же удобно жить! даже чуток завидно...

Reply

ext_450780 September 25 2012, 17:36:51 UTC
А кто-то ужаснется всем этим "движениям сущности" как-то "меж" или "промеж" ипостасей - и пойдет в паб.
Ибо апофатику не отменял и Григорий, но следовал ей очень избирательно))) А бесконечные споры о разнице в терминах так и останутся бесконечными, как бесконечен язык.

Reply

masterwind September 26 2012, 15:26:34 UTC
согласен в целом )

Reply


fr_hamlet September 25 2012, 10:27:07 UTC
//О том, что иеромонах Антоний Булатович понятия не имел ни о сути «паламитских споров», ни о смысле понятия «энергия» у Паламы, ни вообще о содержании текстов основных участников споров ..., я уже писал неоднократно.//
а где неоднократно?

Reply

mondios September 25 2012, 12:08:19 UTC
В статье про Паламу на Богослове точно было. В жж несколько раз упоминал.
Вообще, имя Григория Паламы у о. Антония Булатовича появляется в "Моей мысли во Христе". Там я насчитал 4 (или 5) упоминаний Паламы - и всё в таком смысле, который вообще далёк от понимания споров той эпохи. Это даже нельзя поставить в упрёк о. Антонию, поскольку в то время православные имели самые смутные представления о Варлааме и вообще об эпохе. Более того, даже знания Мейендорфа (монография которого по Паламе до сих пор остаётся лучшей и который жил в середине 20 в.) уже настолько далеки от исторической реальности, что серьёзно на нём основываться невозможно. Так что про афонцев нач. 20 в. тут вообще можно даже не говорить.

Reply

shvetsov0711 September 30 2012, 21:22:54 UTC
///в то время православные имели самые смутные представления о Варлааме и вообще об эпохе///

Да чего уж смутные? Вполне конкретные - в настольной книге священнослужителя исихазм - ересь № ... эх, не пронумерована, а то можно было бы так и называть.

Reply


isolophey September 25 2012, 14:26:50 UTC
+Примечательно, что ссылки на Григория Паламу нет практически ни у одного автора 14-15 века+

А Давид Дисипат (Ямбы против акиндина)?, он вроде там Паламу сравнимает с прп. Макарием, Максимом и Симеоном. Хотя это может объясняется защитой Дисипатом Паламы, против ямбов акиндина против Паламы. И, возможно, там можно найти алюзии (если не прямые ссылки на учение Паламы, заимствованные из его текстов).

Reply


ohohon September 25 2012, 14:46:47 UTC
а с православным богословием XV-XIX веков всё было ок, получается?

Reply

atodistaja September 27 2012, 11:06:19 UTC
с православным богословием всегда всё было ok.

и с воззрениями святителей XV-XIX вв. нашей Поместной Церкви всё ok, т.к. их воззрения и есть православное богословие.

Reply

ohohon September 27 2012, 18:07:45 UTC
уважаемая atodistaja, я знакома с разными мнениями на этот счёт - в т.ч. и с Вашим и Ваших единомышленников (и предсказать ряд Ваших воззрений могу просто глянув на список сообществ в Вашем юзеринфо).

данный вопрос адресован автору темы. Меня интересует именно его взгляд на эту проблему.

что до последнего Вашего тезиса, то осмелюсь напомнить, что мы всё же не католики, а наши святители - не Папа Римский.

впрочем, давайте не будем оффтопить и на этом завершим нашу милую беседу.

Reply

mondios September 28 2012, 04:01:13 UTC
как мило :))
а вы сюда гляньте:
http://mondios.livejournal.com/66035.html

Reply


Leave a comment

Up