De Potentia: Quaestio 1, Articulus 2

Jul 21, 2011 18:02

Раздел 2

Во-вторых исследуется, является ли потенция Божия бесконечной.

Представляется, что нет.

1. Поскольку, как говорится в Метафизике IX, в природе некая активная потенция существовала бы напрасно, если бы ей не соответствовала некая пассивная потенция. Но бесконечной божественной потенции не соответствует никакая пассивная потенция в природе. Поэтому божественная бесконечная потенция существует напрасно.

2. Кроме того, Философ доказывает, что не может быть бесконечной потенции, которая имела бы бесконечную величину, поскольку из этого бы следовало, что она действует не во времени. Дело в том, что большее совершенство (virtus) тратит для своего действия меньшее время: то есть чем больше совершенство, тем меньше времени оно требует. Но между бесконечной и конечной потенцией нет никакой соразмерности. Следовательно, нет соразмерности и между временем, в котором действует бесконечная потенция, и временем, в котором действует конечная потенция. Потому что соразмерность возможна только между одним временем и другим. Следовательно, тогда как конечная потенция действует во времени, бесконечная будет действовать не во времени. По тому же рассуждению, если потенция Бога бесконечна, она действует не во времени; а это ложно.

3. Ты говоришь, что воля Божия не определяет, в какое время должно исполниться Его действие (effectum), из чего нельзя заключить, что божественная потенция всегда действует не во времени. Но против: божественная воля не может переменить свою потенцию. Ведь относительно бесконечной потенции верно утверждение, что она действует не во времени. Следовательно, она не может перемениться посредством божественной воли.

4. Кроме того, всякая потенция проявляется через свой результат (effectum). Но Бог не может произвести бесконечный результат. Следовательно, потенция Божия не бесконечна.

5. Кроме того, потенция пропорциональна действию (operationi). Но действие Бога просто. А следовательно, [проста и Его] потенция. Однако простое и бесконечное несовместимы друг с другом. Следовательно, [вывод] как в предыдущем.

6. Кроме того, бесконечное есть претерпевание количества, как говорит Философ. Но Бог существует без количества и величины. Следовательно, Его потенция не может быть бесконечной.

7. Кроме того, всё различное конечно. Но потенция Божия отлична от других вещей. Следовательно, она конечна.

8. Кроме того, бесконечным называется то, что удалено от конца. Конец же понимается в трояком смысле, а именно: как конец протяженности, например, точка; как конец совершенства, например, форма; и как конец интенции, например, конечная причина. Однако эти два последних [т.е. форма и конечная причина], поскольку подразумевают совершенство (cum sit perfectionis), не должны быть отделены от Бога. Следовательно, божественная потенция не должна называться бесконечной.

9. Кроме того, если потенция Божия бесконечна, этого не может быть кроме как потому, что она является принадлежностью бесконечных результатов (effectuum infinituorum). Но существует много другого, что имеет бесконечные результаты в потенции, например, ум, который может мыслить бесконечные [вещи] в потенции, а также солнце, которое может производить бесконечные результаты. Таким образом, если потенция Божия будет названа бесконечной, на равном основании бесконечным будет и многое другое; а это невозможно.

10. Кроме того, конец есть нечто превосходное (ad nobilitatem pertinens). Но всё подобного рода должно быть приписано божественной реальности. Следовательно, божественная потенция должна быть названа конечной.

11. Кроме того, бесконечное, согласно Философу , имеет отношение к части и материи, которые несовершенны, поэтому не подходят Богу. Следовательно, божественная потенция не бесконечна.

12. Кроме того, согласно Философу, конечный предел (terminus) ни конечен, ни бесконечен. Но божественная потенция есть конечный предел всего. Следовательно, она не бесконечна.

13. Кроме того, Бог действует посредством всей своей потенции. Значит, если Его потенция бесконечна, её результат всегда будет бесконечным; но это было бы невозможно.

Но против.

Дамаскин говорит, что бесконечное есть то, что не прекращается ни во времени, ни в пространстве, ни в постижении. И это подобает божественной потенции. Следовательно, божественная потенция бесконечна.

Кроме того, Иларий говорит: Бог [есть существо] неизмеримого совершенства; Он - живое всемогущество (potestas), которое ни в чем не находится и ни в чем не нуждается. Но всякое неизмеримое бесконечно. Следовательно, потенция Божия бесконечна.

Отвечаю.

Следует сказать, что о бесконечном говорится в двух смыслах. Во-первых, в смысле лишённости (modo privative): так говорится о бесконечном, которое возникло, чтобы иметь конец, но не имеет его; такое бесконечное не находится нигде, кроме количественных величин. Во-вторых, о бесконечном говорится в смысле отрицания (modo negative), то есть как о том, что не имеет конца. Бесконечное, взятое в первом смысле, не может соответствовать Богу, с одной стороны потому, что Бог превыше количества, а с другой стороны потому, что всякая лишённость (privatio) указывает на несовершенство, которое далеко от Бога. Однако бесконечное, взятое в смысле отрицания, подходит Богу, как и всему, что есть в Нем. Поскольку ничто в Нем не ограничивается чем-то иным, ни Его сущность, ни мудрость, ни потенция, ни благость, поэтому всё в Нем бесконечно. Но относительно бесконечности Его потенции особенно следует знать, что в то время как активная потенция соответствует акту, количество потенции соответствует количеству акта, ибо насколько нечто преизобилует в предрасположенности к действию, настолько же оно преизобилует в [самом] действии. Бог же есть бесконечный акт (actus): и это ясно в силу того, что акт не прекращается иначе, кроме как двумя способами. Одним способом - со стороны действующего: именно таким образом красота дома получает количественную определенность и окончание по воле строителя. Другим способом - со стороны воспринимающего: именно таким образом жар ограничивается в дровах и получает количественную определенность согласно расположению дров. Что касается божественного акта, то он не прекращается со стороны чего-либо действующего, потому что он не происходит от чего-то иного, а происходит от себя самого; но не прекращается он и со стороны иного воспринимающего, ведь поскольку Ему не привходит никакая пассивная потенция, Он есть чистый акт, не воспринимаемый в чем-либо; поистине, Он есть Бог, [имеющий] Сам Свое бытие (esse), не воспринимаемое ни в чем ином. Отсюда ясно, что Бог бесконечен; и подтверждение этому можно видеть в следующем. Бытие (esse) человека ограничено человеческим видом, поскольку оно воспринято в природе человеческого вида: то же самое можно сказать и относительно бытия лошади или какого-либо другого творения. Но бытие Бога, поскольку оно не воспринято в чем-либо, но есть чистое бытие (esse purum), не ограничивается согласно некоему способу совершенного бытия, но всё бытие имеет в самом себе. И так как бытие, воспринятое в общем (in universali), может простираться до бесконечности, то и божественное бытие бесконечно. Из этого ясно, что производящая сила (virtus), или Его активная потенция, бесконечна. Но следует знать, что хотя потенция имеет бесконечность от сущности, однако в силу того, что она рассматривается с точки зрения того, началом чего является, она получает некий модус бесконечности, которого сущность не имеет. Дело в том, что в объектах потенции обнаруживается некая множественность; со своей стороны в действии обнаруживается некая интенсивность согласно с эффективностью действия, и таким образом активной потенции можно приписать некую бесконечность по сходству с бесконечностью количества - как непрерывного, так и дискретного. Дискретное количество - это то, согласно чему распространяется количество потенции в соответствии с многими и немногими объектами; такое количество называется экстенсивным количеством. Непрерывное количество - это то, согласно чему количество потенции распространяется в том, что действует с большей или меньшей интенсивностью; такое количество называется интенсивным количеством. Итак, первое количество соответствует потенции, рассматриваемой с точки зрения объектов; второе - потенции, рассматриваемой с точки зрения акта. Активная потенция есть начало этих обоих количеств. В обоих случаях божественная потенция является бесконечной. Действительно, она никогда не производит столько результатов, чтобы не иметь возможности произвести еще более многочисленных результатов; точно также она никогда не действует с такой интенсивностью, чтобы не иметь возможности действовать с еще большей интенсивностью. Но интенсивность в божественном действии не должна рассматриваться (est attendenda) согласно тому, что есть действие в действующем, поскольку при таких обстоятельствах она всегда бесконечна, так как действие есть божественная сущность; но она должна рассматриваться согласно тому, что относится к результату (attingit effectum). Именно так приводится в движение Богом нечто более действенное, нечто менее действенное.

На первое, таким образом, следует ответить, что ничто, имеющееся в Боге, не может быть названо напрасным, поскольку напрасное - это то, что предпринимается ради некоей цели, которой не может достичь; но Бог и всё, что в Нём, не направлены к какой-либо цели, а есть сама цель. Или, иначе, следует ответить, что Философ говорит об активной потенции в природе. Однако вещи, существующие в природе, согласованы друг с другом, точно также, как и все творения; но Бог находится выше данного порядка, ведь Он есть Тот, Кому подчиняется весь этот порядок, как это бывает относительно внешнего блага, то есть когда, например, войско подчиняется военачальнику, согласно Философу . Итак, отсюда не следует, чтобы всему, что есть в Боге, соответствовало нечто в творении.

На второе следует ответить, что согласно Комментатору в Физике VIII, это доказательство о соразмерности между временем и потенцией движущего распространяется на потенцию, бесконечную по величине, которая соизмеряется с бесконечностью времени, поскольку и то и другое определяются в одном роде, а именно в роде непрерывного количества; но доказательство не относится к бесконечности вне величины, поскольку она не соразмерна бесконечности времени, - а это требует иного рассуждения. Или иначе следует сказать, как указано в возражении, что, поскольку Бог действует добровольно, Он определяет меру движения для того, что Им движется, как Сам пожелает.

На третье следует ответить, что хотя воля Бога не может изменить Его потенцию, она, однако, может предопределять её результат. Ведь воля есть движущая сила потенции.

На четвертое следует ответить, что само понятие «сделанного» или «сотворённого» противоречит бесконечности. Действительно, то, что сделано из ничего, имеет некое несовершенство и существует в потенции, а кроме того не является чистым актом; таким образом, оно не может приравниваться первому бесконечному как если бы оно было бесконечным.

На пятое следует ответить, что бесконечное в смысле лишённости, которое есть претерпевание количества, противоречит простоте, но не то бесконечное, о котором говорится в отрицательном смысле.

На шестое следует сказать, что это доказательство относится к бесконечному, о котором говорится в отрицательном смысле.

На седьмое следует ответить, что нечто может различаться двумя способами. Одним способом - через разницу в свойствах, как человек различается с ослом через различающий признак разумности. И такое различие должно быть конечным, поскольку это свойство ограничивается в некоей вещи. Другим способом - через себя самого: так Бог отличен от всех вещей, и это потому, что к Нему ничто невозможно прибавить. Отсюда не следует, чтобы Он или то, что обозначается в Нём, было конечным.

На восьмое следует ответить, что конец, подразумевающий совершенство, приписывается Богу в превосходном смысле, а именно, что Он есть конец (цель) по сущности (essentialiter), а не определён [в качестве цели] только по имени (non denominative finitus).

На девятое следует ответить, что в количествах бесконечное может рассматриваться в том или ином измерении, и снова бесконечное [остаётся таковым] во всяком измерении, - точно так же [бесконечное может рассматриваться] и в результатах. Вполне возможно, чтобы некое творение, насколько это зависит от него, могло производить бесконечные результаты согласно чему-либо, а именно согласно числу в том же самом роде; но в таком случае природа всех этих результатов будет конечной, поскольку она определена в одном роде, как если бы мы взяли бесконечное количество людей или ослов. Однако невозможно, чтобы существовало некое творение, которое могло бы производить бесконечные результаты всеми способами - и согласно числу, и согласно видам, и согласно родам. Но это свойственно только Богу, и только Его потенция является безусловно бесконечной.

На десятое следует ответить то же, что и на восьмое.

На одиннадцатое следует ответить, что в том доказательстве о бесконечном говорится в отрицательном смысле.

Подобным образом следует ответить и на двенадцатое.

На тринадцатое следует ответить, что Бог всегда действует посредством всей Своей потенции; но результат ограничивается в соответствии с предписанием Его воли и порядком, определяемым Его намерением.

________________________________

Небольшой комментарий о терминологии к двум Разделам 1-го Вопроса.

1. Общее замечание: я стараюсь переводить более буквально, поскольку хочется сохранить лаконичность выражений и избежать слишком навязчивого присутствия переводчика в тексте (чем часто злоупотребляют переводчики). Однако, в связи с этим возникает некоторая непривычность выражений, например «бесконечное есть претерпевание количества». Подобные непривычные выражения могут показаться непонятными, если не знать аристотелевского языка и смысла, в котором употреблялись те или иные слова (даже не термины). В данном случае, слово претерпевание означает не страдательность, а просто принадлежность к роду. Переводить ли «infinitum est passio quantitatis» в таком случае как «бесконечное относится к категории количества» или оставить слово «претерпевание», я не знаю. Это только один пример.

2. Слово акт как минимум имеет два смысла: действительность (реализованную потенцию) и действие. В первом случае акт тождествен форме (поскольку форма есть действительность материи), а во втором смысле тождествен действию как таковому (operatio). Поскольку слово акт употребляется то так, то так, я для наглядности оставляю в скобках указание на латинский эквивалент. Первый акт, или форма, есть бытие вот этим вот сущим; второй акт, или действие, есть совершенство этого сущего, например, мышление для человека. Потенция также имеет два смысла: активная потенция («начало действия», т.е. способность к действию) и пассивная потенция (способность к изменению и восприятию действия). Так, для Фомы материя находится в потенции к форме, субстанция - к акту существования, актуально существующая субстанция - к акцидентальным формам. По объяснению самого Фомы, активной потенции соответствует акт как форма (первый акт), а пассивной -акт как действие (второй акт, operatio), причем первое употребляется во вторичном смысле, а второе - в первичном.

3. Сложность представляет перевод слова virtus - буквально «добродетель», но на самом деле обозначает чаще всего предрасположенность к действию, некое совершенство вещи. По Фоме (который следует Аристотелю) добродетель есть стоит между сущностью и действием. Поэтому virtus переводится то как добродетель, то как предрасположенность, то как сила или стремление, то как совершенство.

4. Хабитус - еще одно непереводимое слово, которое можно переводить десятком разных слов, но принято оставлять как есть в тексте (в качестве специального термина). Чаще всего в текстах Фомы оно употребляется в двух смыслах: 1) неотделимая акциденция, 2) категория обладания.

5. Effectus перевожу то как результат, то как осуществление. На самом деле мне кажется было бы ошибкой непременно отождествлять effectus с результатом действия, поскольку effectus может рассматриваться одновременно и как само действие (или процесс действия).

6. Finis, ну это понятно, означает одновременно конец и цель (хотя непонятно, в каком случае ставить то или иное слово).

Вот, пока хватит. Потом еще, может, напишу.

схоластика, Фома Аквинат, de potentia, мои переводы

Previous post Next post
Up