Меня давно занимает вопрос: что стоит за всеми этими молитвами в стиле "всякого человека превосшедша грехами себя зрю", "несть человека, егоже не превзыдох прегрешеньми" итп? Их авторы искренне так считали о себе или просто риторически упражнялись на тему слов апостола Павла? А главное - что теперь всем прочим с этим делать
(
Read more... )
Comments 38
"Начнем людие непорочный пост,... не многоглаголем в молитвах". После трехчасовой службы мы, оказывается, не многлаголем)))
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
но это все-таки потенция, а не действительность, т.к. большинство людей даже в мыслях не становятся такими. т.е. дела нет, помысла нет, так как можно в таком случае считать, что ты превосшел грехами всех?
в книшках конечно пишут о неких подвижниках, которые достигали определенного духовного состояния, когда видишь себя ниже всей твари, но это опять же некое состояние весьма специфическое и, подозреваю, с молитвенным аутотренингом ничего общего не имеющее.
а так это получается какое-то притворство да самовнушение.
Reply
речь о том, что Нерон или Гитлер предполагаются существами менее осознанными, условно говоря, поэтому с них и "спрос невелик".
ну то есть как я всегда это понимал.
Reply
Reply
да, богослуж. тексты действительно или высокого полета в богословском смысле, если не знать, о чем это, так и не поймешь, плюс мульон отсылок к Библии, причем часто к ВЗ, как в том же В.каноне, - или вот для таких аскетов-гностиков, достигших некоей ступени ИСС. на остальных это вообще не рассчитано.
при этом, однако, считается, что это такое богословие для народа, наш бишоп это любит повторять - типа вникай в богослужение и узнаешь о догматах. по-моему, так ровно наоборот - в богослужение можно вникнуть, только УЖЕ ЗНАЯ, о чем это. это такой офигительный интертекст, и гимнографы кайф ловили, его создавая (это я и по себе могу сказать - создание интертекста очень драйвовая вещь))) и рассчитан он именно на гностиков. как и Евангелие, кстати, и все прочее такого рода.
Reply
*МИ говорит что ч-к стоит на границе чувсвенного и умопостигаемого, =тогда богослуж. тексты в идеале должны отражать весь спектр божественного, а не только осознание в себе зверя.. например, творчество или влюбленность вовсе не скотство или помрачение, а просто другая окрашенность нуминозного, надо ж весь мир в себя аккумулировать, тако МИ рече!)
Reply
ну что Вы хотите от монахов? какая влюбленность, какое творчество? это все блудное возбешение и парение ума!!
Reply
Помню, в студенческие времена уговорила одну сокурсницу пойти на причастие. Показала ей каноны, которые нужно прочитать. И девушку надолго отвратили от храма тамошние молитвы, где предлагается почувствовать себя хуже мытаря и блудницы и со смаком повторять слова о мерзости своих уст, языка... в общем, такая молитва совершенно не настраивает ни на покаянный лад, ни на стремление к радостной встрече с Богом. А работает именно как "аутотренинг" с нагнетанием чернухи себе же в голову. :(
Reply
а вообще чернухонагнетательности в молитвах много, увы, особенно в разных "правилах".
Reply
Потому что мне их точно так же показали и я была уверена, что "так надо" =)
я, когда причащаться начинала, вообще ничего о всех этих правилах не знала и стала читать их гораздо позже.
Перед первым причастием я тоже ничего об этих правилах не знала. =)
Но как только мой дядя узнал, что я решила "воцерковляться" - а он был очень ревностно-православный -- тут же вывалил на меня кучу информации про то, "как надо". Про правила, каноны и т.п. И я добросовестно и ревностно бросилась их исполнять: он умел заразить своим фанатизмом.
Было мне 15-16 лет, так что максимализм на марше, как он есть.
(потом, много позже, я ушла из РПЦ, но это уже другая история)
Reply
а куда ушли, если не секрет?
Reply
А Канон всегда с упоением читала- что там непонятного? У меня была раньше книжка с пояснениями по ВЗ, так вообще красота.
Reply
ну не все же такие сознательные, как Вы )
Reply
Насчет сознательности- христианство в принципе работа с сознанием. жаль , кто до этого не дорос.
Reply
Leave a comment