Меня давно занимает вопрос: что стоит за всеми этими молитвами в стиле "всякого человека превосшедша грехами себя зрю", "несть человека, егоже не превзыдох прегрешеньми" итп? Их авторы искренне так считали о себе или просто риторически упражнялись на тему слов апостола Павла? А главное - что теперь всем прочим с этим делать?
Вот Иоанн Кронштадтский, да и не он один, пишет, что молиться надо, осознавая каждое слово, восчувствуя его значение итп. И вот если представить человека, который пытается восчувствовать и осознать значение всяких таких молитвенных слов, то что мы имеем?
Правильно - аутотрениг в чистом виде. Т.к. если человек читает молитву, на самом деле вовсе не считая, что он превосшел грехами всякого человека (т.е. буквально всякого - от какого-нибудь Нерона и Гитлера, до серийного убийцы или насильника, а вовсе не соседа какого-нибудь, который пьет пиво и в храм не ходит, зато "добрый человек"), но старается "восчувствовать" (т.е. по сути вообразить) себя таковым и внушить себе, что он именно такой, то молитва превращается в лицемерие и самовнушение, а следствием ее будет, разумеется какой-нибудь психоз и всякие комплексы.
Да в общем, подобное недоумение можно и ко многим другим молитвенным пассажам отнести, даже и к более "положительным". Например, "Духа Твоего Святаго не отыми от мене" - это о чем? Вообще говоря, молиться таким манером может только человек, который реально получил оного Духа и знает, что он Его получил. Окей, спросим сами себя: а мы вообще знаем, какой Он, Святой Дух? Мы Его стяжали, ощущаем в себе Его действие? Т.к. ощутить отъятие чего-то можно ведь только, если ты это прежде имел и ощущал, что имеешь. А если мы ничего особо не ощущаем, а скорее только "что Дух Святой есть, слышали", то какой смысл имеет в наших устах подобная молитва? Опять же непонятно. Иоанн Кронштадский считал, что если на душе легко и радостно, то это Св. Дух действует, а если тяжело и мрачно, то дьявол, и вот типа критерий. На это я бы ему ответила, что этакий Св. Дух отлично действует в т.ч. на еретиков и безбожников, или даже пусть и на меня, когда мне бывает до того хорошо и радостно от научной работы, творчества или просто прогулки, как никогда не бывает от того же богослужения. Так точно ли это Св. Дух? )) А если да, то при чем тут церковная жизнь и молитва вообще?
Этакая прорва молитв насочинена, и все их годами повторяют, не вникая в то, что они вообще означают. Главное "помилуй мя Боже" сказать, а дальше ты падаешь в молитвенную нирвану и можно ни о чем не думать )(