Ещё немного моего чтения за прошлый год, ещё немного ХОРОШИХ книг. Знаете, как оно бывает: книга хороша, и ты понимаешь это, но где-то что-то не срослось, чего-то не хватило, или прочитана не в самое удачное время. Или, как вариант, читать было интересно, но впоследствие прочитанное мало что по себе оставило. Или невольно сравниваешь (чёрт, нельзя, нельзя это! но куда ж деть весь прошлый читательский опыт?) с чем-то схожим по жанру/сюжету, и потому уже не внове.
Поэтому эти произведения не в
первом посте с итогами года, а во втором. Но всё это стоящие книги.
Снова порядок произвольный, без "лучшести".
1.
"Начинается ночь" Майкл Каннингем. Эта книга более мужская, чем первые три романа. Внутренний мир, переживания мужчины среднего возраста. Ну и семьи тоже, конечно. Не такая масштабная и пронзительная, как "Дом на краю света", не такая хитроструктурная, как "Часы" или "Избранные дни", написана достаточно просто, обманчиво просто, но это тот же Каннингем, что и в
"Доме на краю света". Именно такой, пронзительный. Камерный. Вот наконец-то я снова его узнал.
2.
"Рождественская шкатулка" Ричард Пол Эванс. Не роман, а романетка. Очень хорошее, правильное такое чтение перед рождеств.праздниками. Впрочем, не только перед ними, не так уж и завязано там на Рождестве, просто действие в канун. Тёплая, искренняя, немного поучительная, домашняя такая история о добре, семейных ценностях, о том, что самое дорогое и важное в нашей жизни - это люди, близкие родные люди. Душевно и со светлой грустью.
3.
"Замок Броуди" А. Кронин. Известная классика. Деспот-отец и к чему это привело. Драматично, жизненно (но не дай бог), отвратительно, печально. Мощная книга. Клубное чтение.
4.
"Хроники любви" Николь Краусс. Помню, что пронзительно. Но читал в реанимации, и потому восприятие слегка затуманено, о чём жалею - в другое время книга могла бы очень понравиться. Попробую удачнее со вторым романом,
"Большой дом" (к тому же он получил Нац. книжную премию США)
5.
"Открытие колбасы "карри" Уве Тимм. Читал в больнице, сразу после реанимации, и оттого, возможно, проникся меньше, чем мог бы. Но всё равно хорошая книга про двух людей, и войну.
6.
"Вся жизнь впереди" Эмиль Ажар. Он же Ромен Гари. О том, пожилая еврейская тётка спасала никому не нужных детей, создав дома своего рода приют. Об одном арабском мальчике Момо. О преданности и любви. Стиль повествования своеобразный, лиричность и трогательность наряду с эксцентричностью и даже гротеском. Впрочем, тут ещё повествования от первого лица, от лица мальчишки, добавляет. Пронзительно, как всегда у Гари.
7.
"Скала",
"Человек с острова Льюис" Питер Мэй. Романы одного цикла, объединённые местом действия и героями, в духе - раскопки прошлого. Наверное, первая книга понравилась мне несколько больше, хотя сравнивать впечатления уже сложно.
8.
"Человеческий крокет" Кейт Аткинсон. Она сломала мне мозг, вызвала делирий и вопрос в духе "что курил автор"))) Шучу, нет, если разобраться, это семейная сага, драма с трагедиями, но написана она так! ох, это непередаваемо, это только самому надо читать. При этом язык бесподобный, а от некоторых фраз экстаз, чесслово. Но никак не ожидал я такого после детективных "Преступлений прошлого" с линейным повествованием.
9.
"Наследство Пенмаров" Сьюзен Ховач. Огромная семейная сага, настоящая, про несколько поколений. Интересный приём повествования, кажется, впервые встретился мне - история рассказывается от лица нескольких (5 или 6) героев, мне вообще нравится такой приём, но здесь иначе - здесь несколько героев повествуют не об одних и тех же событиях/времени, а каждый последующий рассказчик продолжает историю семьи. Как ступеньки. То есть, например, от молодого юноши рассказ переходит к его жене, затем к одному из сыновей, потом другому, третьему, но они рассказывают уже о своей жизни. Ох, а семья там та ещё! Любовь и ненависть, много детей, вражда между ними, борьба за внимание отца, за родовое имение, корнуольские шахты. Время от конца 19 века и на протяжении нескольких десятилетий, вплоть до 2й мировой.
10.
"Поднебесная" Гай Гэвриел Кей. Не дотянула до оценки 5 эта эпопея, хотя после его же "Сарантийской мозаики" я уповал на повторение мощи, увлекательности, катарсиса. Но какое-то совсем уж неспешно-медлительное повествования даже немного утомляло, я люблю пободрее. Хотя уже понимаю, что это стилизация для воссоздания прошлого и погружения в атмосферу средневекового Китая. Что ж, Восток - медитативность, поэзия, учтивость, традиции. Хотя это мои придирки, книга хороша и атмосферна.
11.
"Последнее волшебство" Мэри Стюарт. Третья книга цикла о Мерлине. Третья книга понравилась мне чуть меньше первых двух, но возможно, я говорю так потому, что читал в отрыве от них, спустя почти год. Вся в целом же сага мне очень нравится, это лучшая интерпретация легенд об Артуре (говоря о классической интерпретации) превосходный образец исторического романа. Именно исторического, не фэнтези! потому что Стюарт преподносит бОльшую часть деяний легендарного волшебника как результат его ума, интеллекта, мудрости и жизненного опыта, оставляя за ним ясновидение, а это, как известно, не волшебство, а вполне реальный дар.
12.
"Поправки" Джонатан Франзен. Так давно хотел, и вот добрался, и... как-то придавила меня книга. Читал и хотелось поскорее избавиться от неё. Столько грязи, и при этом ни одного героя, за которого как за якорь можно было бы зацепиться душой и болеть, сопереживать. Ну, почти ни одного, пожалуй, самая младшая дочь Дэниз вызывала симпатии, и то не всегда, ну ладно, иногда еще и к старшему брату Гарри позвякивал в моей душе колокольчик сочувствия, за его желание создать настоящую дружную семью. То есть в книге много тем и проблем поднято, в этом плане она мощная, но мне, видимо, тогда (а это в больнице было) хотелось от книг чего-то более близкого, живого. А здесь чётко осознавал, что читаю книгу, хотя все драмы и проблемы ненадуманные, и есть везде, и у нас тоже. Но тут в одной всё. Хотя когда раскладываешь по полочкам, так понимаешь, что и для одной большой семьи все это вполне может быть, все тривиально, ничего сверх: ну паркинсон у отца, ну не лады матери и невестки, ну нелюбовь сына к отцу, ну пофигизм младшего сына к родителям, про вранье и измены просто молчу. Всё житейское, обыденное, даже не сильно-то американское. А вот отторжение. Многое вызвало чувство чуть ли не гадливости (особенно отношение детей к родителям, напр).
13.
"Лёд и вода, вода и лёд" Майгулль Аксельссон. Скандинавский роман, самый что ни есть, со всем вытекающим отсюда настроением. Ну и семейная сага, уж как водится. Действие происходит на борту ледокола, идущего к Северному полюсу, так что бОльшая часть действия герметична. Тут тебе и прошлое, и сегодняшнее. И как бы детективная нить (как бы, потому что это не основной стержень, а скорее вспомогательный некий механизм, заставляющий двигаться сюжет). Дети и родители. Прошлые обиды. Попытки бежать от себя, одиночества. Короче, целиком скандинавский роман. И ещё здесь есть близнецы.
14.
"Цементный сад" Иэн Макьюэн. Детишки-то остались одни, а куда смотрели соседи?
15.
"Цугуми" Банана Есимото. Простой, непритязательный, рассказ юной девушки с необычным для Японии именем Мария о её жизни в разных эпизодах. Но он такой тёплый, душевный, настоящий, такой близкий и родной, как будто это ты сам в столь далёкой и неблизкой ментальностью стране находишься рядом с Марией, слушаешь её воспоминания: про их жизнь в гостинице Ямамотоя, о подругах - тихой Ёко и вредной и упорной Цугуми, их крепкой дружбе, прогулках и море, о предстоящем переезде с мамой в Токио и разлуке со всем тем, что за 10 лет стало таким родным, людях, местах, мелочах. Не могу даже объяснить, что такого в этом маленьком романе, чем он так меня зацепил. Наверное, просто попал в настроение. Я вообще-то не по Японии.
16.
"Норвежский лес" Харуки Мураками. Молодость, любовь, дружба, отношения, одиночество, жизнь и смерть. Обо всём, в общем. Не знаю, настолько по-японски ли это (хотя мне уже кажется, что уж тема суицида во всяком случае красной нитью через всю их литературу тянется), но тоскливо в целом. Но книга по-своему понравилась, хотя эмоции вызвала противоречивые. Главному герою не сказать, чтобы я особо симпатизировал, инертный он уж очень, зато понравилась одна двух из девушек, живая Мидори, ну и интересная Рейко и её история.
17.
"Перебои в смерти" Жозе Сарамаго. Представьте себе, что однажды Смерть не пришла. Не пришла за одним, другим, третьим соседом. Совсем не пришла. В одном государстве люди перестали умирать. И вот тут-то началось!
18.
"Жизнь и время Михаэла К." Дж. М. Кутзее. Знакомство с нобелевским лауреатом. Букер за этот роман. Книга мощная, но гнетущая, что, в общем-то и понятно, учитывая её тему, время действия - апартеид, военные конфликты, угнетение, насилие над людьми, выживание, противостояние личности и общества. Усиливается этот эффект ещё и тем, что повествование ведётся от более уязвимого ГГ - как физически (заячья губа),так и не вполне полноценного умственно, что ситуацию только заостряет.
19. "
Луд-Туманный" Хоуп Миррлиз. Предтеча всего фэнтези, даже, вроде бы, Толкиена. Но так и не скажешь, очень даже современно. Это скорее красивая, изящная сказка-притча, по духу что-то среднее между классическими английскими романами и народными преданиями, немного наивная взрослая сказка, написанная в романтическом стиле, очень образно, неспешно; завораживающее и удивительно атмосферное повествование, с красивейшими описаниями тамошних мест (Миррлиз была также и поэтессой, и это очень ощущается), с мягким юмором, любопытными персонажами и увлекательным сюжетом, от которого на самом деле сложно оторваться. Здесь переплелись воедино несколько сюжетных линий, здесь есть и детективная составляющая, и социальная, конфликты отцов и детей, сатира на общественный уклад, и немалая доля сюра, не говоря уж о приключениях.
Подробнее в ЖЖ20.
"Девушка с татуировкой дракона" Стиг Ларссон. Аудио. Первые шаги в потреблении аудиокниг. Прослушал не без интересна, и начитка Ирины Ерисановой в целом ничего, неплохие интонации, низкий тембр голоса (не люблю высокие женские голоса), правда, мне бы темп пободрее. Ну и плюс книга же такая, что сюжетом сразу увлекает. Хотя глазами читать всё равно лучше! :)
21.
"Книга Асты" Барбара Вайн. Издана в детективной серии Мистериум, однако это скорее семейная драма, раскопки прошлого. Вайн - лит. псевдоним Рут Рэнделл, автора известных детективов.
22.
"Сенсация" Ивлин Во. Произошла маленькая и смешная, в общем-то, ошибка: скромного корреспондента провинциальной газетки отправили вместо его однофамильца в некую охваченную войной африканскую страну освещать боевые действия. Но одна маленькая ошибка влечет за собой другие, совсем не маленькие, и скоро не смешно становится никому, кроме читателей... Иронично, саркастично, пародия на журналистское дело. Совершенно другой Ивлин Во, нежели в лиричном
"Возвращении в Брайдсхед", но мне понравилось и как-нибудь позже почитаю и другие романы ("Упадок и разрушение", "Мерзкая плоть", "Пригоршня праха").
23.
"Тень автора" Джон Харвуд. Эмм... Чувствую себя почти изгоем в отношении этой книги. Что это было? Где финал? Автор, ау? До последней четверти книга мне очень даже нравилась, и чем дальше, тем крепче привязывала к себе, практически аж до "не оторваться". Но в какой-то момент, всё ещё будучи прикованным к повествованию (вот как в главгерой, бродящий по особняку и чувствующий, что добром не кончится и двигаться туда не надо, всё равно идёт как на верёвочке), я стал чувствовать, что появилось некое нагромождение, и вместе с сюжетом и оно набирало обороты. То есть и оторваться нельзя всё больше, и баррикада винегрета растёт пропорционально. Ну, понятно, думал я, жанр обязывает, сейчас в конце всё выяснится, откроется. О том, что мисс Хемиш и Энн и Алиса - одно "лицо", я уже к тому времени давно стал догадываться, но шёл за автором к развязке, предполагая, что он выведет все тропки как надо, сплетёт все нити в клубок, разложит по полочкам к концу. Собственно, согласно жанру. Ии??? 97% в ридере, 99%, я всё ещё жду, 100%, последняя страница... Fuck?! простите. Это даже не открытый финал, это фигня, скажу вам. Честно скажу, 4 звезды (и то сомневаюсь) только за то, что книга так прилепила к себе, а главное, за сказки Виолы - вот это действительно жемчужины! Не отказался бы отдельную книгу иметь.
24.
"Незримое, или Тайная жизнь Кэт Морли" Кэтрин Уэбб. Она же Вебб, автор "Наследства". 2011 год, в Бельгии в районе Ипра находят хорошо сохранившееся тело безымянного солдата Первой мировой войны, и Комиссия по воинским захоронениям обращается к журналистке-археологу Лии, чтобы попытаться установить личность убитого. При солдате обнаружены два письма очень интересного и не без загадок содержания, и Лия берётся за дело, хотя на первый взгляд кажется, зацепиться почти не за что. 1911 год, Англия, в дом викария берут новую горничную: 22-летняя Кэт - бывшая узница, осужденная за участие в демонстрациях в поддержку суфражизма, движения за права женщин. Но Кэт слишком свободолюбива для работы служанки, для жизни по чьей бы то ни было указке, будь то хозяева или муж, слишком образованна и умна. После того, как она узнаёт о движении, о том, чего можно добиться и за что стоит бороться, новая служба уже кажется невыносимой. Хотелось бы почитать ещё что-то (художку) на тему истории суфражизма, пока знаю и читал только "Детскую книгу" Байетт.
25.
"Да здравствует фикус!" Джордж Оруэлл. Про власть денег над, о, мелкий ты человечишко. Едко, злобно, правдиво, саркастично. Ремарка для читателей "1984" - совсем не антиутопия, кстати.
26.
"О приятных и праведных" (в другом переводе "Лучше не бывает") Айрис Мердок. Очередная (третья) попытка подружиться с английским классиком. Ведь стольким моим знакомым нравится, что ж у меня не сростается? У Мёрдок мне мешает некая излишняя театральность в поведении и разговорах её персонажей, в любой книге. Хотя эта книга в общем понравилась, и большинством персонажей в том числе.
27.
"Север и Юг" Элизабет Гаскелл. Закваска романа - патриархальный аристократический Юг Англии против промышленного делового Севера. Бытописание, разница укладов, мировоззрения, ну и любофф на этом фоне, куда ж без неё. Прочитал не без интереса, однако всё равно местами скучал, томился. Хорошо, что прочёл, но хорошо, что не приобрёл бумажную книгу. Как бы мне теперь ещё добраться до Остин? Может, я ею всё-таки проникнусь?..
28.
"Дом духов" Исабель Альенде. История семьи Труэба, страстная, насыщенная, драматичная. Три поколения женщин по имени «Белая» - Клара, Бланка, Альба, и жесткий Эстебан. Сага, разворачивающаяся на фоне драматичных политических событий, во время страшных перемен, когда жернова революции запросто смалывали всё и вся. Книга интересная, и читалась быстро, особенно поначалу очень увлекла меня, но всё-таки латиноамерик. лит-ра с её экстравагантностью, магичностью и страстями - не моё, и к середине я уже утомился. Но книга очень хороша.
29.
"Знахарь" Тадеуш Доленга-Мостович. (прочитано на укр.). От Вильчура уходит любимая жена, забрав с собой маленькую дочку. В тот же день профессор оказался на улице, где на него напали, ударив его по голове, ограбили и бросили без сознания. Прийдя в себя, Вильчур не помнит о себе ничего, кто он, где живёт... Так начинаются годы его лишний. Но судьбы не бросает его. Уже под другим именем профессор находит приют в семье мельника, где однажды спасает младшего сына хозяина, и так становится фактически членом семьи. С того момента о знахаре заговорили во всей околице... (из аннотации). По роману есть известный фильм, оказывается.
30.
"Повелитель мух" Уильям Голдинг ("Володар мух", прочитано на укр.). О том, как мальчики, предоставленные сами себе, заигрались и озверели
31.
"Цитадель" Дженнифер Иган. Ожидал от Иган большего, хотя этот роман вошёл в шорт Нац. книжной премии США. Сейчас не помню толком сюжет, только то, что там что-то про двоюродных братьев и их детскую обиду, и про эксцентричную обитательницу башни. Психологическая драма. Уж не вспомню, что именно меня смутило, то ли некий сумбур, то ли некая надуманность, то ли нагнетание атмосферы, которое не вылилось во что-то ожидаемое? Не помню. Но надеюсь, другие романы больше впечатлят, во всяком случае, на пулитцеровский
"Время смеётся последним" уповаю.
32.
"Мистер Пип" Ллойд Джонс. Впечатления мои по нисходящей, хотя не могу ответить сам себе, что же именно не так. То ли поведения героя разозлило, то ли... Но очень многие читатели высоко оценили эту книгу. Да и шорт-лист Букера говорит о том, что неспроста. Книга бОльная, страшная. Роман экранизирован.
33.
"Сестра печали" Вадим Шефнер. Предвоенное время, юные студенты-ленинградцы. Предчувствие беды, ожидание, любовь, Васильевский остров и Проспект Замечательных Недоступных Девушек. Спокойная по стилю повествования книга о войне, написанная без надрыва, но не отменяющая этим боль, грусть, страх.
34.
"Ночевала тучка золотая" Анатолий Приставкин. Грустная и страшная на самом деле книга, и совсем не детская. В очередной раз вопрос - кто включает такие книги в детскую программу чтения.
35.
"Отсрочка" Жан-Пьер Жибра. Графический роман. "Вторая мировая война. Жюльен прячется от немцев в пустующей квартире и становится наблюдателем драматических событий военного времени" (это из аннотации). Исполнение романа на высшем уровне, каждая сцена, место действия так живо выписаны художником, что и не понять, ты смотришь кино или читаешь. Синергия жанров, искусства, причём очень гармоничная, благодаря цвету не в последнюю очередь.
Всё остальное из прочитанного в 2015 году, что осталось за рамками этого и
предыдущего постов, по моему мнению, не стоит внимания.
Хороших и интересных книг всем!