Продолжим. Чтобы хоть в январе закончить :)
"Хлеб по водам" - знакомство с современным америк. классиком Ирвином Шоу. И знаете, чтоб оно, знакомство, всегда было таким! Нет, я серьёзно, это лучшая книга месяца и одна из лучших года. И вроде бы никакой особой интриги, роман про обычную семью. Но - с интересным героем и интересной ситуацией. Правда, семью хорошую такую, дружную, любящую. Знаете, во время и особенно сразу после этой книги мне хотелось прийти к близким и обнять. Позвонить сестре, с которой мы тогда месяц не разговаривали в ссоре, и сказать "Я тебя так люблю!".
Плюс прекрасный язык повествования, в общем, добротный такой роман, как твидовый пиджак, который не устареет никогда. И всё-таки, вот как так получается, что когда берёшь в руки классику, сразу понимаешь, что вот она - классика?..
Автора в любимые, а впереди меня ждёт как минимум дилогия "Богач, бедняк" и "Нищий, вор".
"Наследство Пенмаров" - огромная семейная сага, настоящая, про несколько поколений. Интересный приём повествования, я пока такого не встречал - история рассказывается от лица нескольких (5 или 6) героев, от первого лица, мне всегда нравится такое, но здесь иначе - здесь не об одних и тех же событиях/времени, а каждый последующий рассказчик продолжает историю семьи. Как ступеньки. То есть, например, от молодого юноши рассказ переходит к его жене, затем к одному из сыновей, потом другому, третьему. Ох, а семья там та ещё! Любовь и ненависть, много детей, вражда между ними, борьба за внимание отца, за родовое имение, корнуольские шахты. Время от конца 19 века и на протяжении нескольких десятилетий, вплоть до 2й мировой.
Наконец-то руки дошли до "Клуба любителей книг и пирогов из картофельных очистков". Немного напомнило "Жареные зелёные помидоры". Хорошая такая добрая книжка, отдохнуть душой.
"Сенсация" Ивлина Во. "Произошла маленькая и смешная, в общем-то, ошибка: скромного корреспондента провинциальной газетки отправили вместо его однофамильца в некую охваченную войной африканскую страну освещать боевые действия. Но одна маленькая ошибка влечет за собой другие, совсем не маленькие, и скоро не смешно становится никому, кроме читателей...". Пародия на журналистское дело налицо, тонкий стёб, цинизм, идиотизм и абсурд ситуаций, недоразумение-герой, и в общем-то, подспудные догадки, что где-то как-то примерно так и есть на самом деле. Скажу скажу, после "Возвращение в Брайдсхед" воспринимать такого Во непривычно. Но прочесть и другие его романы, в частности, "Упадок и разрушение", "Мерзкая плоть" и "Пригоршня праха", есть.
3 книги прочитаны в рамках нашего живого книжного клуба - Лем "Возвращение со звёзд" (не впечатлил), Андреев "Иуда Искариот" (вообще не знаю, как относиться, просто пересказ библейской истории) и Кейт Аткинсон "Человеческий крокет" - последний сломал мне мозг, вызвал делирий и вопрос в духе "что курил автор"))) Нет, если разобраться, это семейная сага, драма с трагедиями, но написана она так! ох, это непередаваемо, это только самому надо читать. При этом язык бесподобный, а от некоторых фраз экстаз, чесслово. Но никак не ожидал я такого после детективных
"Преступлений прошлого" (это было прослушано в аудио, правда) с линейным повествованием.
"Тень автора" Джон Харвуд.
Эмм... Чувствую себя почти изгоем в отношении этой книги. Что это было? Где финал? Автор, ау?
До последней трети, даже четверти, книга мне очень даже нравилась, и чем дальше, тем крепче привязывала к себе, практически аж до "не оторваться". Но в какой-то момент, всё ещё будучи прикованным к повествованию (вот как в главгерой, бродящий по особняку и чувствующий, что добром не кончится и двигаться туда не надо, всё равно идёт как на верёвочке), ощутил, что появилось некое нагромождение, и вместе с сюжетом набирало обороты и оно. То есть и оторваться нельзя всё больше, и баррикада винегрета растёт пропорционально. Ну, понятно, думал я, жанр обязывает, сейчас в конце всё выяснится, откроется. О том, что мисс Хемиш и Энн и Алиса - одно "лицо", я уже к тому времени давно стал догадываться, но шёл за автором к развязке, предполагая, что он выведет все тропки как надо, сплетёт все нити в клубок, разложит по полочкам к концу. Собственно, согласно жанру. Ии??? 97% в ридере, 99%, я всё ещё жду, 100%, последняя страница... Fuck?! простите. Это даже не открытый финал, это фигня, скажу вам.
И это при том, что я люблю подобные истории, особняки, старые тайны, загадки прошлого, я немало их прочитал. А тут финал испортил всё впечатление. И книга даже грозит стать главным разочарованием года. И хоть прочитал всего за день, но всё равно жаль времени, и ещё теперь чувствую себя обманутым.
Честно скажу, 4 звезды из 5 (и то сомневаюсь) только за то, что книга так прилепила к себе, а главное, за сказки Виолы - вот это действительно жемчужины! Не отказался бы отдельную книгу иметь. И хорошо, что не успел купить в бумаге, было бы обидно.
Перечитаны любимые "Проклятые короли" Мориса Дрюона. А это мой любимейший исторический цикл, который я читал и перечитывал и буду ещё. Более того, для меня «Проклятые короли» - эталон исторического романа. Лучший из лучших, классика жанра. Не военно-исторический, не любовно-исторический - здесь такой баланс, какой поди ещё выдержи, аптекарская точность компонентов, из которых складывается отменное средство. Короли, герцоги, бароны и графья, могущественная власть итальянских ломбардцев-банкиров, кардиналы и папский престол, принцессы и принцы; разветвлённая генеалогия (и куда разнообразнее Буэндия))), чьё древо питает сплошь голубая кровь; козни, интриги и прочие околодворцовые хитросплетения, противостояния сильных мира сего, внутренние распри и внешние, и всё так тонко, так интригующе, что, право, папе Дюма есть чему поучиться, живи он позже Дрюона. Кроме того, в отличие от Дюма, который при всей увлекательности его романов ставил её, увлекательность, на первое место и в общем-то более чем вольно обращался историческими фактами, его соотечественник Морис Дрюон (кстати, лауреат Гонкуровской премии) обращается с госпожой Историей куда как более уважительно, однако же при этом не принося на алтарь достоверности увлекательность - баланс сохранён во всём, семикнижье проглатывается влёт, как одна-две книжки, и ты только жалеешь, что путешествие в прошлое так быстро подошло к концу. Рекомендую всем.
Книга без обложки "Мисс Петтигрю живёт одним днём" заслуживает рассказа. О, это совершенно очаровательный вещица! Маленькая безделица, искрящаяся как пузырьки шампанского. 30-е годы, Лондон. Мисс Гвиневру Петтигрю агентство по найму направляет на очередную должность гувернантки, но благонравная мисс, старая дева, взращенная на наставлениях матушки о приличествующем леди поведении, по ошибке агентства попадает к девице... ну, не лёгкого, но облегчённого поведения :) к актрисульке Делиции Лафосс, которую тут же спасает от любовного разоблачения. Мисс Петтигрю, будучи на грани отчаяния и не имея времени на размышления, внезапно и неожиданно для самой себя проявляет невероятный актёрский талант. Мисс Лафосс не леди, её окружение, с которым впервые столкнулась благочестивая мисс Петтигрю, поражает, старая дева внезапно открывает для себя, что эта полная бурлеска жизнь ей начинает нравиться, а быть неЛеди гораздо интереснее! Сюжет несложен, но какие там повороты, какие диалоги, какая ирония!
"Восторг и боль сражения" - нехудожественный труд секретаря Нобелевского комитета, это не хроника войны, не о причинах, предпосылках, тактике и стратегии и пр. Это скорее о том, КАК было на этой войне, о ней изнутри, из окопов, из госпиталей, на местах, это ожидание, Построена книга интересно - взяты 19 людей, реальных, разного возраста и обоих полов, разных профессий во время войны, разных национальностей, по разные стороны фронта, и вот месяц за месяцем читатель проходит войну их глазами. 211 эпизодов. Наступления, сражения, ожидание, бездействие, праздничные посиделки, плен, блокады, освобождение, осмотр больных, хирург. операции, смерть... Всё это дошло до нас благодаря тому, что эти 19 человек оставили по себе какие-то записи: дневники, заметки, письма. Энглунд их собрал, обработал. Чтение непростое, подразумевает кое-какие знания, и советовал бы только тем, кто действительно интересуется Первой мировой. А у меня какое-то время на заметке эта книга была, а тут я собрался читать Большой Роман о Первой мировой -
Себастьяна Фолкса "И пели птицы...", и решил, что можно использовать это как повод.
"Собиратель бабочек" - ну так, ожидалась история с тайной прошлого, обычно это интересно, интригующе, оказалось - скучно.