Месяц назад, в затяжные февральские выходные мы с Ызнтом осуществили дерзкую вылазку на север. Для нас это был первый серьезный автопробег, поэтому эмоций и впечатлений осталась масса. Уложить все это в голове и воспроизвести в письменном виде получилось не сразу. Так что сейчас я предлагаю вам вернуться немного назад, когда из дома еще можно было выйти без резиновых сапог, а температура -10 считалась умеренной.
Букв, как всегда, будет много. Настолько много, что проклятые капиталисты из ЖЖ заставляют меня разбить отчет на несколько постов. Иллюстрации тоже местами присутствуют, но не обо всем - далее будет понятно почему. Ну и если вы имеете привычку читать френдленту, параллельно варя макароны, как это делаю я, то с большой долей вероятности они у вас прилипнут к кастрюле. В общем, я предупредил. А теперь поехали!
Часть 1-я. Идеалогическая
Где в очередной раз поднимается риторический вопрос «Что заставляет?»
Дабы настроить читателей на нужный лад, начну с цитаты автопутешественника Павла Разина, которая отлично подходит в качестве затяжного эпиграфа:
"...Много лет наблюдаю за людьми в сложных путешествиях. Бывает, в них действительно отправляются от скуки, в погоне за новыми впечатлениями и необычными достопримечательностями, не принимая во внимание саму «дорогу», которая представляется лишь способом достижения этих, по сути, развлечений. И в итоге «теряют смысл», ломаются психологически. Ведь нередко дорога действительно оказывается очень тяжелой. Но кроме физических трудностей (недосыпа, езды по необычной местности, поломок автомобилей и пр.) часто выматывает еще и почти полная неопределенность будущего, а также, как ни странно, обилие этих самых новых впечатлений и приключений, а иногда и бессмысленность происходящего с точки зрения разумного городского человека. Цивилизация, столь эстетски порицаемая в компании «крутых парней» и, казалось бы, надоевшая в мегаполисе, становится в автономном походе манящим и почти навязчивым идеалом. Только бы помыться горячей водой и упасть на белые простыни в гостинице… Сам не раз был на грани срыва, пока не понял, что дело вообще не в намечаемой цели, не в «сборе» достопримечательностей, а в самом маршруте! Он-то и есть главная цель экспедиции, а все остальное - лишь повод встать на этот маршрут. Только он задает всему смысл.
Бессмысленно искать комфорт в экспедиции, это принципиально несовместимые вещи. Есть горячая вода - хорошо, нет - ничего страшного, можно приспособиться. [...] Список этот бесконечен, но суть одна: облегчая себе путь, не попадешь в точку, из которой можно заглянуть за горизонт. Как метко подметил Зигмунд Бауман, английский философ-постмодернист, в городской суете и повседневности у человека «связаны не только руки, но и мысли». Куда ни пойди, ты - «где-то», а значит, испытываешь давление и делаешь то, что требуют от тебя твое местоположение и твое окружение. Продолжая мысль мудрого англичанина, можно сказать, что в каждый миг экспедиции ты нигде, ты в дороге, ты свободен. Свобода же всегда терниста и некомфортна. А автомобильная экспедиция - это скорее современный вариант древней традиции пустынничества. Некий способ или инструмент познания собственного «я», своего пути в мироздании. Механизм этого познания не только в сравнении московского образа жизни с другими, неведомыми ранее стилями существования (а сравнивая, действительно многое понимаешь), но и в выходе за его пределы. Экспедиция - не отдых и не развлечение в привычном смысле турецких фабрик для загара или горнолыжных курортов с их и комфортом, и экстримом одновременно. Это прежде всего другая жизнь, другие обязанности и роли. Некое упражнение в построении себя, в выходе за пределы привычного (наравне, например, с йогой, чайной церемонией, танцами и прочими подобными практиками, только интереснее)..." [Источник:
Журнал 4x4 Club]
Конечно, как и в случае с
тов. Травиным, цитата сильно «на вырост», но хорошо отражает суть и с общим настроением я полностью согласен. Есть к чему стремиться. Ну а пока вернемся к нашей подготовительной группе детского сада, отважно собирающейся в свое первое продолжительное турне.
Часть 2-я. Генштабовская
В которой рассказывается о процессе планирования и о том, как запланированное соотносится с реалиями
Впервые собраться в 4-х дневное автопутешествие по России, зимой да еще и на легковой машине показалось нам делом серьезным. И подготовительный процесс закипел, как только кадровики обрадовали известием о продолжительных выходных.
Прежде всего мы спланировали маршрут и наметили целью посетить старинные города Вологодской области: Кириллов вместе с селом Ферапонтовым, Белозерск и, конечно, саму Вологду. По началу собирались также доехать до Вытегры и там ознакомиться с
музеем "Подводная лодка Б-440", но потом подумали, что километраж зашкаливает и это неизбежно скажется на времени осмотра достопримечательностей и ужесточит скоростной режим, поэтому от идеи отказались. А позже и вовсе выяснилось, что зимой экскурсии внутрь подлодки не водят, так что смысла ехать никакого.
В результате планирования получилось вот такое замечательное кольцо, примерно на 1 400 км:
Изначально у нас были мысли набрать единомышленников, чтобы ехать в несколько экипажей и даже альтернативный вариант - присоединиться к другой группе отдыхающих. Но по разным причинам мы отказались от всего этого и сделали все по-своему - так интересней и больше свободы действий.
Далее начался процесс детального планирования. Стоит признать, что с современным уровнем развития интернета собрать всю необходимую информацию не составляет труда. Рассчитав по
Яндексу километраж, мы разбили весь маршрут по дням и определились с городами, где предстояло ночевать. На
Командировке.ру нашелся обширный список гостиниц по многим российским городам, на
АвтоТревеле - куча полезной информации обо всем, что может пригодиться автотуристу, в том числе о состоянии дорог, что немаловажно для легковушек. С экипировкой помог определиться
Метеоинфо, давший на удивление правдивый прогноз по температуре и осадкам на местности, иначе бы околели. Ну и последний момент - проверенные заправки. Очень неплохо заранее знать, где и как можно будет заправиться, чтобы невзначай не встать посреди пустынной трассы. Эту информацию можно почерпнуть на сайте серьезных нефтяных компаний. Как правило, у них есть список АЗС по регионам с адресами.
Некоторые комментарии по вышеизложенному. На территории Вологодской области из заслуживающих доверия заправителей орудует "горячо любимый" Ызнтом Лучок. Точек довольно много, проблем с поиском никаких. В Ярославской области Лучка нет, по крайней мере официально (зато есть целая куча ноунейм заправок, цветовой гаммой косящих под него). Но если залиться на выезде из столицы, то запаса хода вполне хватает до самой Вологды. На Ярославщине самый популярный оператор бензиновых возлияний - СлавНефть. Также стоит учитывать, что на некоторых трассах заправок нет вообще.
Информация по гостиницам на просторах сети не всегда актуальна - в действительности работает не все из перечисленного. Даже если перечисленное размещено на официальном городском сайте в разделе «Туризм». Однако не стоит забывать, что в регионах неплохо развита тема заселения туристов в частном секторе, так что если копнуть поглубже - вариантов масса.
На всякий случай (и на будущие поездки) прикупили
книжецу-справочник, которая по сути являет собой бумажный аналог все того же АвтоТревела, с краткими выжимками необходимых сведений и комментариями о том, где/как/что. В целом, вещь удобная. Особенно хорошо, что для большинства описываемых городов дана схема центральной их части - отпадает необходимость отдельно покупать карту каждого города.
Что же касается отзывов и комментариев - как в книжке, так и в сети - особо верить им не стоит. О гостиницах часто пишут эстетствующие педр всякие снобы, которые любят повозмущаться, как же все ужасно в этой проклятой России, то ли дело вот в Европе! И если вы к таковым не относитесь, то сильно прислушиваться к ним не стоит. А если относитесь, то вам явно лучше не травмировать свою тонкую натуру и в принципе не выезжать в Замкадье.
То же самое с пунктами питания: как ориентир - очень хорошо, потому что не все можно найти при беглом взгляде, а самые козырные места, как показывает практика, вообще зачастую упрятаны так, что если о них не знать - в век не отыщешь. Но вот в плане отзывов может быть такое: «кормят плохо - слишком большие порции». Да чтоб я так жил!
В целом, вопреки правилу первоблина, подготовились удачно - по приезду даже расчетный километраж сошелся почти идеально. Да здравствуют информационные технологии XXI-го века!
Часть 3-я. Предотъездная
В которой разводится оффтопик про фототехнику, а также раздаются благодарности
За неделю до старта мой фотоаппарат вероломно сломался. Стало ясно, что на Вологду он смотреть не поедет - его к тому моменту просто не успеют наладить. Cдав потерпевшего в СЦ, я стал срочно искать ему замену. Сходу нашел мыльницу Sony W-230 и попробовал вернуться на 2-3 года назад, когда в моем пользовании был DSC-Т1, которым, несмотря на скромные возможности, иногда удавалось сделать интересные снимки.
Практиковался, естественно, на кошках. И еще немного на городских окрестностях. Кошки выходили сильно лучше окрестностей. Но когда отправляешься в автопутешествие, последние все же приоритетней (ОО предлагает заменить на «поавторитетней» - тоже вариант). А еще, практикуясь, понял, что к хорошему быстро привыкаешь и отсутствие, ручного режима съемки уже вводит в ступор и очень сильно напрягает.
Пока я упражнялся с Сонькой, неожиданно объявился СЦ. Думал, что начнут разводить на деньги, де, случай у вас не гарантийный, мы тут подольскую глину из зазоров извлекли и вообще фотоаппарат предназначен, чтобы цветочки и кошечек снимать, а не спелеологией заниматься. Но оказалось, что они его уже починили (прошло двое суток, обещали делать 2 недели). Был приятно удивлен такой оперативностью, но забрать в назначенный день не успел.
Разрешилось все неожиданно:
kromka, узнав о ситуации, любезно предоставила мне свой зеркальный Олимпус. Выдался отличный шанс покрутить в боевых условиях серьзную технику и понять, созрел ли я для того чтобы двигаться дальше. Ну и, конечно, замечательный повод заехать на вино с сельдереем к радушным хозяевам, которым выражаю огромную благодарность за приглашение, накормление, напоение и за предоставленный комплект начинающего фотографа.
Часть 4-я. Вологодская
В которой наконец-то едут!
Для меня поездка началась с возмущенной реакции тела на будильник, поскольку нормально поспать в предотъездные дни никак не удавалось -- спешил разделаться со всеми "долгами". Накануне и вовсе прикорнул лишь на 2 часа -- так усердно готовился. Ну да в Островцах всегда отоспаться успеем, а пока страну посмотреть хочется.
Дорогу первого дня коротал чтением инструкции Олимпуса и тут же пытался применить прочитанное на практике. Получалось с переменным успехом. Тем более, что снимать приходилось преимущественно на ходу и через не очень чистое стекло. Но это занятие вкупе с периодическими выходами на мороз неплохо сдерживало назойливые мысли «а поесть бы...» и «а поспать бы...».
Мороз, тем временем, усиливался чуть ли не по градусу в час и это добавляло нам развлечений. Незамерзайка с порогом -20 очень быстро стала замерзайкой и стекла мы очищали вручную, на остановках, снегом. Там же сбивали понаприлипавшие к фюзеляжу наросты.
В целом, дорога прошла без приключений, в спокойном потоке. Хотя уже здесь - на М8 - встречались опрокинутые грузовики и улетевшие в заснеженный кювет успешные пацаны (не получилось, не фартануло).
Покрытие приличное примерно до Ростова, дальше начинается неприличное и ехать быстрее 80 - это надо очень сильно не любить свою машину. Не любят, судя по всему, многие. Даже несмотря на то, что трасса утыкана ограничениями скорости и запретами обгона настолько, что можно было бы сильно сэкономить установив в некоторых местах обратный по смыслу знак.
На подъезде к Ярославлю дорога получше. По самому городу пришлось долго и нудно крутиться, просто чтобы проехать насквозь. Но сейчас там строится новый чудо-мост, который должен будет облегчить транзитный проезд автотранспорта.
После выезда из города, дорого снова портится и лишь спустя многие километры, ближе к Вологодской области начинается ровная и расчищенная трасса.
До самой Вологды добрались примерно к половине пятого вечера. Быстро отыскали две рядом стоящие гостиницы недалеко от ж\д вокзала, проинспектировали внутренности и вписались в ту, при которой нашлась автостоянка. Называется «Спутник». Здесь за скромную плату в 100 рублей гостиничный охранник записывает номер вашего ТС и вроде бы присматривает за ним, пока вы спите. В соседней гостинице «Вологда» припарковаться предлагают на обочине, прямо перед входом. Либо оставлять машину на платной стоянке за (внимание!) акведуком. В переводе с местного диалекта это обозначает путепровод, а вовсе не то, что должно по идее означать. Но тяга населения к прекрасному порадовала.
Пока заселялись, к гостинице подъехал Петрозаводский автобус с баскетболистками и они, галдя на все здание, заняли весь оставшийся этаж. Мы скромно вписались в самом дальнем номере по коридору.
За те смешные деньги, что просят за номер, требовать от него чего-либо сверхъестественного было бы глупо. Кровати есть, телек есть, постельное белье есть, два стакана на подносе есть ну и умывальник еще - вполне можно перебомжевать одну ночь. Запомнилось, что номер как-то подозрительно пропах кошачьим шампунем «Верный друг». Не иначе как кто-то накануне мыл в раковине кота. Все прочие удобства располагались аккурат в противоположном конце длиннющего коридора. Но я люблю пешие прогулки, поэтому совсем не расстроился и тут же отправился с ними ознакомиться.
Здесь меня ждало откровение. Я был готов ко многому, но увиденное превзошло все ожидания. За дверью оказался тесный тамбур и еще другая дверь, а за ней - просторный зал, отделанный белым кафелем по моде 80-х, залитый сквозь огромные окна предзакатными лучами солнца. И было в открывшейся мне картине что-то такое неуловимое и давно забытое с детского сада, что уже очень давно покоилось в глубинах, нетронутым. Немедленно вспомнился Виктор Олегович. Хотя уборные явно не его специализация.
Техническое оснащение и планировка всего этого великолепия достойны отдельных рассказов, но я не стану утомлять читателей такими подробностями. Скажу лишь, что подход оригинальный. Ызнт после ознакомления тоже был поражен увиденным.
Заселившись, отправились пообедать в местный гламур-ресторан «Штоф», расположенный в новомодном торговом центре, что наш «Океан», только еще более стеклянный и с двумя лифтами. Со стороны, наверное, выглядело интересно: приехали два чувака на новой БМВ, вселились в самый дешевый номер самой дешевой гостиницы, оделись как беженцы и идут в респектабельное заведение ужинать. Было очень забавно сдавать свой жупан в гардероб накрахмаленному дядечке в строгом костюме. Ызнт усилил накал страстей, показательно вытащив из куртки перед сдачей все, что только можно было. Вероятно, после этого случая в «Штофе» введут дресс-код.
В заведении кормят довольно вкусно и горячо, но как-то странно: поели плотно, а через час оба снова были голодные (впрочем, я вполне допускаю, что это нездоровая реакция организма на недосып, долгую дорогу и резкую смену температуры). Цены и порции больше похожи на московские, а вот обслуживание задумчивое. Быстро приносят только счет.
После обеда стало очевидно, что Вологодскую часть путешествия мы слили. На улице уже стремительно смеркалось, температура давно перевалила за -25, дул пронизывающий ветер и больше всего хотелось лечь спать. А доставать фотоаппарат на морозе не хотелось совсем. Но мы все же дошли до исторического центра, прогулялись по Октябрьскому мосту, спустились на лед замерзшей Вологды, подумали, как здесь должно быть красиво летом и в светлое время суток, после чего вылезли в районе другого моста и побрели обратно в гостиницу.
Фотик на реке я таки расчехлил, но толку от него в темноте без штатива было мало. Для протокола одну фоторафию оставил, а то кто ж потом поверит.
Продолжение
здесь