Касты в современном обществе

Jul 11, 2015 15:45

Много лет назад я написал этот текст, ставший весьма популярным в ЖЖ середины 0-х. ЖЖ тогда был другой, все мы были моложе, и было нас намного больше. Попробую воспроизвести (в слегка сжатом виде).

Это не универсальная теория и не глобальное открытие. Это просто модель - объясняющая многие видимые явления и предметы весьма правдоподобно. Это не истина. Это способ осмыслить картинку, рабочая схема для мозга. Если у вас не работает - забейте и придумайте свою.

Из истории (бессовестно фальсифицированной всякими англичанами и Галковским) нам известно о кастовом строении общества Индии. Это строение дожило до наших времен, хотя и находится сбоку общественной мысли. Вроде есть (и было чего-то). Но на скорость прогресса не влияет. Рудимент-с. Строение это сложное и глубоко эшелонированное. Мы туда заглубляться не станем, возьмем общий принцип и основные термины.


Итак, (в упрощенном виде) индийское общество знало 4 главные касты (варны) - большие группы людей, объединенных схожим мышлением и общими ценностями. Разница между кастами настолько наглядна, что социологи не требуются, и так понятно. Я полагаю, что это универсальное деление. И справедливо оно не только для Индии, оно работает в любой стране, даже в самое новейшее время.

Шудры. Работники. Основа основ. Тот самый "простой народ", любимый народниками всех времен. Огромная масса населения, имеющая минимальное САМОсознание. Пригодная к любому, даже самому тяжелому и неблагодарному труду. Живучая, терпеливая, сильная физически, Абсолютно неспособная к рефлексии и критическому анализу. Сказали - прожевали - усвоили. Главная мечта - быть не хуже других. Физиологически разные, черты лица мелкие, иногда с явными дегенеративнми отклонениями. Наглядный случай - "знатные доярки и колхозники". Хотя на трибуне такой типаж обычно колется мновенно, редко пускали. Не рулят они государствами. И государству убыток и кухаркам не надо.

Вайшья. Торговцы. Произошли большей частью от шудр. Просты как 5 копеек. Но хитры как дьявол. Типичный представитель - "кулак", "крепкий хозяйственник". Уровень самосознания в общем как у шудр, но загогулинка имеется. Очень восприимчивы к деньгам и выгоде, расчетливы до фанатизма. Всегда готовы использовать окружающих (чаще всего тех же шудр) для  любых целей, сулящих выгоду и приобретение. Физиологически пузатые мужчинки с острыми глазками (см. Лужков).

Кшатрии. Воины. Отличает их способность "служить за идею". Шудра и вайшья могут что-то делать из выгоды, ожидая что потом денег дадут. А кшатрий не ждет денег. "Я дерусь - потому что дерусь". Здесь появляется понятие "чести". Честь - это что? На хлеб не намажешь, за деньги не продашь. Штука виртуальная. Но потеря лица для кшатрия хуже смерти. Потому что он понимает себя как личность. Спорт был придуман, чтобы сублимировать их чрезмерную склонность к соперничеству, пусть бегают по полю с мячиком, а не на дуэлях дерутся. А то никакого войска не напасешься, самоуничтожится. Физиологически это сатурнические рослые мужчины с выраженной челюстной группой, фактурные и часто красивые. Так же и женщины - худы, рослы и фактурны. Но несмотря на принадлежность к высшим варнам, кшатрий всегда имеет некий потолок, куда упирается своим мощным свирепым черепом. У него мышление подрезано, как крылья у утки, летать он не может. Как ладья он ходит только по прямой, мыслит логически и вне простой логики беспомощен. Это иногда приводит к заблуждению - беседуешь с таким (а кшатрии часто неглупые люди, иногда весьма образованные), все вроде хорошо, а потом хлоп - видишь пустые глаза: не понимает. Хотя прежде нить ловил, да и общий уровень человека соответствует теме. Но в потолок уперся и завис. Спорить может до драки (многочисленные срачи в интернетах почти всегда кшатрийские), но сделать в уме нужный маневр не может. Особенно быстро сливается на вопросах, требущих "духовного" опыта. Со свечкой стоять и в ашрам ходить кшатрий может. Но он не понимает - зачем он это делает. "Дерусь - потому что дерусь".

Брахманы. Мудрецы. Способны к абстрактному мышлению и самоанализу. Ум их подвижен, мышление быстрое и парадоксальное - отсюда возможности отвечать на вопросы, придумывать новые вещи и понятия. Физиологически обычно рыхловаты, здоровье слабое, но лица красивые и очень живые. Брахманов мало, но без них нация нежизнеспособна, деградирует и умирает. То же происходит, если брахманы уклоняются от своих сакральных обязанностей. Земля не может родить, цветы вянут, кшатрии устраивают войнушку, вайшья воруют напропалую, шудры спиваются и промышляют мелким грабежом на дорогах. Дальше смотрим историю России в 20 веке...

Касты - это не сословия (хотя сословное деление в старой России отчасти отражало наличие каст). В современном обществе сословия и касты никуда не делись, но сильно перемешаны, и смысл их забыт. Поэтому вы можете увидеть шудру, заседаюшего в ГосДуме, и брахмана, подметающего улицу. Кшатрии-замполиты, строем ушедшие в попы. Вайшья-Лужков, застроивший город удивительными строениями - да, вайшья так и понимает красоту. Церетели кстати тоже типичный вайшья.

Многие проблемы современного общества вытекают из неправильной расстановки каст. Брахман служит Богу, кшатрий служит брахману, вайшья торгует и платит налоги, шудра копает от забора до обеда. Каждый знает свое место и не пытается прыгнуть выше головы. Умелый плотник-шудра, честно исполняющий свою работу, достоин куда большего уважения, чем вайшья в офицерском кителе, тогующий налево танками. Не выйдет из вайшья воина хоть убейся, выйдет вороватый прапор. А уж если пустить в гос.управление, там и подавно. Будет Сердюков. Приехали.

Одно и то же явление приобретает совершенно разный смысл, будучи преломлено сквозь конкретную варну. Например религия для шудры это магия, а поп - шаман, читающий записку "за здравие" Большому Боссу, где-то там сидящему наверху. Отсюда докучливые просьбы помочь, принесение свечек в жертву, суеверие, ибо карго-культ всегда завязан на правильную технологию, иначе не сработает. Любая религия понимается шудрами одинаково - хоть христианство, хоть буддизм, хоть что.
Вайшья примерно так же мыслит, но там идея договориться с богом выражена сильнее. Там не свечку, храм отгрохаем на все деньги. С золотом и камнем, попу новый дом срубим и т.п. И чтобы все видели - Абрам Семеныч богат и силен, ничего ему для бога не жалко.
Кшатрий религию понимает как службу в армии: есть устав, есть караул, есть враги, с которыми надо неустанно бороться. Отсюда склонность кшатриев к традиционным конфессиям - там устав досконально разработан, на вопросы есть готовые ответы, учи и исполняй. Дваждырожденность позволяет кшатрию чувствовать нечто важное, скрытое за церковным уставом и ритуалом. Оформить это чувство он не может, упираясь в свой потолок. А вот принять Бога как начальника и служить ему до последней капли крови - это кшатрий умеет и может. Даже если это будет чужая капли крови...
Главная задача брахмана - быть с Богом, остальные задачи всегда второстепенны. Поэтому брахман-атеист - это физиологически невозможно. Брахман носит в себе Бога и всегда помнит о нем. Ему не нужны церковные строения и институты. Он их использует, но они ничего не меняют в его отношениях с Богом. Эти отношения могут быть сложными и противоречивыми, в тяжелых случаях он с Богом может даже ругаться и бороться. Может менять конфессии, креститься и обрезаться. Но брахмана нет без поиска Бога. И на все в мире он смотрит немного со стороны, понимая иллюзорность и условность мира.

Другой пример - бизнес. Ну, шудра в бизнесе это совсем смешно. Потолок там блошиный рынок или бутылки сдавать. Вайшья под бизнес заточен вроде бы идеально. Но не совсем. У Чехова есть рассказ про стоматологов, там даже термин обозначен "общая культура". Без этой самой культуры можно ларек открыть, даже десяток. Можно подворовывать возле монополии (где в нужном месте присел знакомый червячок-вайшья). На подрядах вон сколько купчин поднялось. И все. Дальше им хода нет. В лучшем случае разорятся, в худшем пристрелят. Пресловутый Лужков - человек эпохи, когда последние ненадолго стали первыми. Да еще и со способностями. Исключения даны для подтверждения правил.
Кшатрийский бизнес - это война. Деньги там дело десятое. Там председатели совета директоров, президенты, корпоративная этика и форма одежды. Тренинги и бизнес-проекты. Оптимизация, консалтинг и MBA. Атака на конкурентов, агрессивный маркетинг, продвижение и ребрендинг. Целые структуры и иерархии. Но все это бессмысленно и бесполезно, если на верхушке пирамиды не сидит брахман типа Джобса или Брина. Убери их, большая корпорация постоит, сколько хватит инерции, а потом шумно грохнется, рассыпая долги и обманутых вкладчиков. Брахман бизнесом не "занимается". Он в него играет, как в игрушку. Сегодня пиво Тинькофф, завтра банк Тинькофф. А "занимается" он Богом. Даже если снаружи кажется, что он прожженый атеист и раздолбай.

Сменить варну практически нереально, случается редко. Даже дети почти всегда остаются в варне родителей. Но у них есть шанс перехода в соседнюю варну. Крестьянский сын, родившийся и выросший среди шудр, уходит в армию, остается на сверхсрочную, потом школа прапорщиков, потом дальше учится, погоны справил. И когда приезжает в родную деревню, все видят что это не Васька-сосед. Это господин офицер, кшатрий. Назад ему хода нет, к шудрам он уже не вернется, теперь он даже внешне на них не похож.
Так же брахманы иногда приходят из кшатрийских семей. Отсюда кстати типичный сюжет с родителями, не понимающими своего сына. Папа-то кшатрий отставной, мама вообще из шудр, но подтянулась за папой. А сынок вышел брахман, строем не ходит, хоккейную секцию забросил, книжки читает...
А вот прыгнуть через варну нельзя, нет таких случаев, чтобы из шудр в брахманы. Все известные писатели и ученые, вышедшие из деревни, это кшатрии. Поэтому "писатели" и "ученые" они условные, потолок у них близко. Но талант и способности могут быть. Когда Галковский троллит советских интеллигентов-шестидесятников за слабоумие, это как раз об этом. Махровый брахман дает оценку выскочкам-кшатриям, которые сели на место брахманов, надули щеки и стали "решать вопросы". Ничего кшатрий решить не может. Его работа - исполнять. А думать ему по уставу не положено, только в рамках самообслуживания.

Если общество не взбалтывать, как бутылку с кефиром, варны естественно занимают свое правильное положение. В Академии Наук не заседает деревенский князь Дундук, он сидит зав.отделом реализации молочной продукции Вимбильдана и рисует красные и синие стрелки на карте рынка, планирует наступление слева и позиционные бои справа. В правительстве маячат говорящими головами рослые кшатрии. Но говорят они то, что им напишут на бумажке замы-брахманы. Вайшья торгуют хот-догами и строят коттеджи. Брахманов особо не видно, не отсвечивают они. Но Дундука завернут сразу.

Чем полезна эта схема? Она позволяет понимать - с кем вы имеете дело и чего ожидать, а чего нет. Сама по себе принадлежность к касте - не плохо и не хорошо. Как нейтрально наличие лысины или рыжей шевелюры. Хороший шудра-ремесленник ничем не хуже пронырливого успешного торговца-вайшья. Или затянутого в мундир, любимого подчиненными ротного-кшатрия. Или взъерошенного, в очечках брахмана-приватдоцента, имеющего ИЦ выше крыши. Но вы не станете беседовать о высоких материях с сапожником. Сапоги ему дадите в починку, сделает хорошо - респект и всяческая уважуха. Даже от вас, многомудрого комментатора Гегеля и Хайдеггера. Вы сапожника цените, как человека, понимающего толк в сапогах. А рубаку-кшатрия уважаете за подвиги на поле брани. Это их работа и их назначение. Проблемки начинаются, когда сапожник лезет считать баланс, а кшатрий увлекается устройством духовной жизни в семинариях. Ну или брахман затевает канализацию чистить и с соседями матом скандалить. Один конфуз от таких попыток...

Previous post Next post
Up