В краткой, кратчайшей форме история христианского искусства нашего делится на три части -
1.
Доиконоборческая - это довольно-таки открытое противостояние Картинки и Епископа. Картинка была спонтанной индивидуальной творческой инициативой к богообщению (конкурировавшей, и успешно, со спускаемыми «сверху» ритуальными формами оного). Епископы ёжились
(
Read more... )
Comments 20
Reply
Reply
Reply
Reply
Олсуфьев граф уж по крайней мере учился не только в гимназии, но и в университете. И средневековую икону знал собственными руками, а не из эмиграции по народным басням. Он надкусил было огромную и важную тему особенностей средневековой стилистики, но мало что успел, а последователей у графа не нашлось, всё съел Леонид Успенский и его аццкая свита.
Reply
Совремённые епископы (к счастью, нет ли - разговор отдельный) не суть главы государств, как древние князья Церкви. Поэтому лишь иконография худо-бедно им подвластна. В общем - ситуация та же, что в татуировке: тату-салонам позволено всё, но не всё полезно, кроме, кхм..., отдельных сюжетов....
Reply
Reply
Но события с "Троицей" (и аналогичные им) показывают, что решить задачу о взятии общения под контроль епископат пытается двумя путями: а) минимизацией присутствия сакрального в профанном пространстве и б) лишением сакрального статуса сакрального, если по каким-либо причинам вариант а) невозможен.
Reply
Туда, где наряду с софринским синтепоном могут находиться, скажем, альбомы икон, церковных фресок, церковных мозаик, церковной скульптуры любых стран и эпох. Не говоря уж о нынешней сетевой базе данных. Тут уж лишай-не лишай статуса сакральности, но если софринская пачкотня не выдерживает конкуренции в художественном плане - пиши пропало :-)). Иконки-то покупать ещё будут, но вот любить их, созерцать как драгоценность - щас, ага, держи карман.
А история с изъятием "Троицы" - она вообще не об образе, она о сакральном объекте. Этош как Латеранский Спас Нерукотворный, от которого не осталось уж вообще ничего, причём очень-очень давно ничего не осталось.
Reply
Ну вот подходит такое чадо к домашней полочке с софринской продукцией и кладет положенные поклоны, прочитывает положенные словеса, втискивая в них весь свой нерастраченный потенциал к богообщению, пытаясь узреть обращение лично к себе в каждом витиеватом обороте и созерцая лики святых не потому, что они ему нравятся, а потому что так положено.
А эстетические свои потребности он идет удовлетворять в музей. Памятуя при этом, что никакого отношения к богообщению данные потребности не имеют. Ему так сказали.
Reply
Короче, про всё-всё-всё, чего боятся епископы, да и простые клирики на местах :-)).
Reply
Leave a comment