Как конструировали Рубенса

Mar 30, 2023 21:16

В ходе продолжающихся разговоров о композиции и о как ей учить если не копировать фотографии нас спросили -

«...я примерно представляю, как можно осмысленно сконструировать изображение на уровне греческой вазописи. Икона уже сложнее. Но как сконструировать Рубенса? Кто-нибудь показал элементы такого конструирования, разработал алгоритм действий?» ( Read more... )

загадочный стиль бароченька, школа, скрипка и фортопьян

Leave a comment

Comments 51

caldeye March 30 2023, 21:56:12 UTC
ВСЕМ ВЫЙТИ ИЗ ШКАФА!
А ведь у нас на Руси и в области балета гардеропа и шифанера есть свои самобытные рашен айкн, мэттриошка и ball-o'-laika!
типа таких современниц Рембрандта:

... )

Reply

mmekourdukova March 30 2023, 22:16:34 UTC
Ну да.
Тока тут таинственного вопроса, как да как автор учился композиции, просто не возникает :-)).

Reply

caldeye March 31 2023, 00:08:54 UTC
У меня возникает только вопрос, что в глазах и головах у людей, для которых это красивое, честное и настоящее, в отличие от.
Мне кажется, это климат всё.
"Российские ботаники вынуждены наблюдать прекрасный бал Флоры из-под шкафа у стены, что полбеды - но и смотрят они при этом не в сторону зала, а в сторону стенки".(с)

Reply

mmekourdukova March 31 2023, 07:50:01 UTC
Боже, кто это сказал? очень красиво.

В глазах и головах таких людей, я думаю, ровно то же самое, что в глазах и головах тех, кто сейчас бузит в Лавре за красивых, честных и настоящих канонических пашек-мерседесов.

Reply


ext_6089504 March 31 2023, 05:27:55 UTC
Ого, какой щедрый сказочный подарок! Большое спасибо. Такие бы кабинетики во все художественные школы...
Кто скажет, что это прикладное искусство, пусть первый бросит в меня камень! К такой методической "мебели" я бы добавил и греческую "посуду". Вазы - это вообще прописи прориси почти в чистом виде.

Но вопросы-то у меня ещё остались :)

Reply

mmekourdukova March 31 2023, 07:56:37 UTC
Период так наз. барокко тем и важен, что именно тогда прикладное и станковое, бывшие до того сиамскими близнецами, наконец разошлись :-)). То, что мы почитаем за станковое той эпохи, на самом деле вполне может считаться прикладным, оно писалось для помещения в интерьер совершенно конкретного стиля, для созерцания в конкретных обстоятельствах повседневной жизни. Стиль был ещё единым - но уже пошёл на вилку, на всё расширявшуюся вилку.

Дак найдите и прочтите "Опыт введения..." или хотя бы то, что висит здесь по тэгу "цитаты из меня" https://mmekourdukova.livejournal.com/tag/%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F .

Половина вопросов сразу отвалится.

Reply

ext_6089504 March 31 2023, 11:20:23 UTC
Книжку найти с телефона не получается: пока я в отъезде. Буду за компьютером, попытаюсь ещё раз. А по тэгу - я все это и раньше читал, по композиции ничего не обнаруживается, все больше о женской красоте :))

Читал ещё вашу книгу "Икона. Правда и вымыслы" Но больше всего мне нравится методика в этом блоге: розы, горы, воды, лики.

Вопросы мои вряд ли отвалится, так как у меня на них свои ответы есть.:)

Reply


vit_r March 31 2023, 07:01:20 UTC
Помнится, американский мультипликатор писал, что современные программы обучения художественных вузов с первого курса учат студентов, найти свой "неповторимый" стиль, вместо того, чтобы обучать базовым техникам.

Вот, у фотографов есть книги по композиции. У дизайнеров есть книги по композиции. А у художников всё или "Анатомия", или "Техники акрила", или "Срисуй с фотографии". Кандинский что-то пытался, но у него мутно.

Reply

dance_in_round March 31 2023, 08:18:54 UTC
Одна востребованная современная иллюстраторка, которая преподаёт в американском вузе, писала насчёт своей методики, что на её курсе можно рисовать только пером, кистью и тушью, всё. При этом изрядную долю курса студенты занимаются копированием, а ещё другу изрядную - изучением собственно композиции.
Она говорит, что если тебе для выражения своей идеи недостаточно туши, значит, ты рисовать не умеешь)) И ни слова про анатомию, например.

Reply

mmekourdukova March 31 2023, 08:45:25 UTC
занимаются копированием - а чего именно?

И, главное, как они изучают ту композицию?

Reply

dance_in_round March 31 2023, 11:15:23 UTC
Как изучают сказать не могу, потому что на самом курсе по понятным причинам не была.
Они изучают традиционную японскую гравюру, каллиграфию, европейскую традицию гравюры и всего, что вокруг. Сама художница работает каллиграфической кистью и несколькими видами перьев и довольно много пишет о необходимости "поставить руку" именно в смысле работы с каллиграфией (штрихом, то есть).
Вполне возможно, что вы бы её в целом не одобрили, но она сама японка (живущая в США) и писала о том, что без опоры на традицию, школу, без копирования достойных образцов хорошего рисования не будет.

Reply


ext_6089504 March 31 2023, 09:24:05 UTC
"все они как бы набраны из отдельных готовых (и свободно варьируемых) элементов. Из горок, кустов и дерев, из камней и облаков, из домиков и человечков, из лошадок и купидончиков."

Вот и вопрос в том, где они эти элементы? Они хоть и варьируемы, но не бесконечны. И где же их каталог?

Представим себе, что такой каталог как бы есть. Но ведь каждый домик или купидончик, отделенный от фона, от конкретного формата как раз и является конструкцией. Как разобрать и собрать купидончика? Если у него и были внутри какие-то "кирпичи", то все давно сцементировано, гладко оштукатурено и обоями заклеено. Никакой конструкции нормальный зритель не видит и видеть не должен. Но если начинающий художник, копируя "обои" надеется построить "стену" , то он точно ошибается.

Reply

mmekourdukova March 31 2023, 09:42:13 UTC
В мастерской, где обучаешься, - каталог. В другой мастерской - другой каталог. В Антверпене во времена Рубенса были десятки таких каталогов :-)).

И они именно бесконечны, потому что их можно бесконечно развивать ко всё большей сложности сходства-с-натурой.

Купидончик, отделённый от фона, существует только при первой с ним встрече, ну, мож, когда ученик его на грифельной доске чертит. Как только купидончик помещён в состав даже наипростейшей, как на последнем комодике, картинки - там уже есть и фон, и аксессуары, и задача их всех согласовать.

Reply

ext_6089504 March 31 2023, 10:52:22 UTC
Во времена Рубенса каталоги возможно, были, и куда пропали? Их настолько не ценили или это был большой секрет: "по прочтении сжечь". А бесконечными они быть никак не могли.

А откуда "там есть уже и фон и аксессуары? " Сосед по парте нарисовал? Тогда вопрос к соседу, как он сконструировать эту летящую драпировку? И как все это согласовать, по каким правилам, в каком падеже?

И продолжаю занудно спрашивать: где конструкция, которую можно не метафорически, не виртуально, а руками разбирать и собирать? Ну пусть не купидончика, пусть хоть домик, деревце или тряпочку.

Reply

mmekourdukova March 31 2023, 11:17:41 UTC
Никуда не пропали. Они в виде показанных в постинге расписных бюро и сейчас стоят по частным коллекциям, музеям и антикварным лавкам. Они в виде гравюр и всякого рода прикладухи лежат, стоят и висят повсюду и свободно циркулируют на рынке. Просто никто не объявлял их сакральными :-)).

На следующие два вопроса - наглядный пример из жызни https://mmekourdukova.livejournal.com/945833.html.

А вообще-то у меня про это два учебника (из трёх) написано.

Reply


ext_6089504 April 1 2023, 11:50:01 UTC

Условно греческая методика - у меня в блоге начиная с этого, всего пять постов.

https://ext-6089504.livejournal.com/309.html

Reply

mmekourdukova April 1 2023, 11:56:35 UTC
Я помню.

Вопрос - где связующее звено между фигурками из кубиков и вот этими сложными товарисчами по ссылке - которые, впрочем, при всей своей продвинутости не покрывают ВСЮ зону трёхчетвертного ракурса? Ну то есть у Вас имеется и 3/4 шаблон, но ведь трёхчетвертным поворотом мы называем любой ракурс от ан фас до в профиль, а эти ракурсы - все разные, от малого до великого.

Reply


Leave a comment

Up