По обету, для френдессы - несколько голов из моего собрания, поздним ар-деко я называю 30-е - 50-е.
Т.е. я их вообще-то не собираю, вижу довольно часто, а к себе жить беру редко.
Только самых интересных, или если случайно кто попадётся в оптовой группе всякого куклонарода, или если отдают за рупь за двадцать.
Очень уж оне приблизились к роковому рубежу 60-х, когда самый концепт Образа Человеческого во многих видах и жанрах изобразительных искусств зашатался и развалился.
Так что всего несколько выдающихся.
Номер один - Джулябия.
Происхождение этой красавицы с флиртующими глазами мне неизвестно, марки нет, и она может оказаться и бельгийкой, и итальянкой, и те и другие в 50-е годы ваялись из тортулона, твёрдой довольно неповоротливой пластмассы, и те и другие имели неартикулированные локти, колени и запястья. Те и другие толстым слоем окрашивались по всей поверхности густой матовой красочкой непременно загорелого колера, на которой уже апосля наводили румянцы, губки, под-и надглазные тени, а иногда и кохти. Вероятно, это делали потому, что тортулон гладкий и малоадгезивный, с него подкраска малыми площадями облетала бы в два счёта, а краска-грунт ничего, держалась, и позволяла рисовать поверх себя всё нужное.
Дева привлекла меня выраженьем на лице, яростным этим едким простонародным кокетством. Платье на ней не своё, но де л'эпок, сшитое вручную из демократической фланельки, и ей в нём хорошо.
2.
А эта, Джиневра - бельгийка, очень типичная, датирую её 30-ми - 40-ми годами.
На затыле у неё буквы EVF (ниже будет чуть подробнее) и трудно идентифицируемая цифра, на тушке и всех членах - хорошо видные цифры 56.
Сохранившая ещё и отдельно вставленные стеклянные зубки, и стеклянные же глаза, и с некоторым всё-таки каллиграфическим мастерством накрашенные бровки. И тело у неё ещё олд-скульное картонно-деревянное. Голова же - какого-то особого варёного картона, настолько тонкого и прочного, что трудно отличить от твёрдого пластика, из которого начали делать такие же головы - точно такие же, по тем же, надо полагать, молдам, - чуть позже.
3
Толстоморденькая Доротея - самая молодая в этой пачке. Уже практически шагнувшая в 60-е.
Наглое, самоуверенное, безнадёжно пролетарское лицо.
Голова и конечности тортулоновые, тело картонное.
Флиртующие глаза - пластиковые, но радужка истлела и выкрошилась, я вклеила ей туда синие бусины, а что было делать?
Выщипанные бровки, губки ядовитым блескучим сердечком.
Натяжка, кстати, пружинная, в сто лошадиных сил. Оттого и плечо лопнуло. Я слазала к ней в брюхо и пальцами слегка подрастянула эти пружины, чтобы ей тело вконец не разнесло.
4
Эта называется Данута,
и здесь она нарочно показана в момент поступления (а сейчас ей уже значительно полегчало)
На затыле у неё, как и у Джиневры, буквы EVF и цифра 9.
Из Тырнета удалось выловить, что эти буквы суть инициалы фабриканта Эрнеста Виллена Форшье-ла-Марш, который запатентовал свою марку в Шарлеруа в 1932 году. Он специализировался на куклах большого размера, от 60 см, с очень пристойными картонно-деревянными телами, головами из пресс-картона и, кажется, впоследствии твёрдого пластика, глаза у них спящие стеклянные, парики мохеровые или хьюмен-хайр (это наш с Данутой случай, а вот у Джиневры был мохеровый - он напрочь пропал, съеден). Я признаюсь, что не лазала своей Дануте в голову и заключение о картонности ея головы вывела, разглядывая в лупу срез глазниц и то, что было видно во рте. Дело в том, что картон таких голов совсем не похож на рыхловатый картон тушек. Он очень твёрдый, монолитный, гладкий и чем-то белым загрунтован под покраску, тоже очень гладким и блестящим прямо как левкас.
Не зря эти куколки назывались в народе Вселенскими Принцессами ("Princesse Universelle") !
Вот нашла в Сети плохую фоточку лэйбла с коробочки.
А также забавно, что имя фабриканта, Villain, международные гуглопереводы на некоторых сайтах превратили в просто "злой". Так что если где увидите, на любом языке, включая теперь уже и французский, "Злой Эрнест Форшье-ла-Марш", знайте, что он не злой, а просто родители так назвали.
Куколки этой фирмы конкурировали с продукцией Unica, которая в конце коцов их и сборола - последние ЭВФ датируются, как говорят, 1945 годом.
5
Маленький, 25 см, англичанин по имени Дроля - по-видимому, 40-е.
На спине под лопаткой марка "Roddy", слово составлено из имён владельцев, Тодда и Робинсона, как Кукрыниксы.
До войны они выпускали прессопилочных пупонов - и этот ранний пластмассовый очень похож лицом на предков своих. Портят его только пластиковые глаза, а так-то всем взял.
А тело у него определённо лучше предков. Мускулистое, с подчёркнутым рельефом и тщательной проработкой деталей.
Очень приятный мальчик, даром что целлулоидный.
Уже в 50-х годах они - при всё ещё узнаваемом типе лица - стремительно стали портиться, и в 60-е совершенно обайстрючились. Даже показывать не буду, во что превратились (я такого в доме не держу, но в Сети легко отыскать).
6
И последняя - у неё ещё нет имени, можете предлагать, на букву Д -
- потому что нет тела.
Я купила эту отдельную голову вместе с Данутой и ещё несколькими сильно потерпевшими расчленёнками, и очень она мне нравится.
Тоже демократическая девушка, как бы сошедшая со страниц 50-нического кинематографа, русского в том числе. Но как же она отличается от нумера первого, от Джулябии! Сразу видно, что моральную планку она держит высоко, наверное, где-то учится и в конце концов выйдет в анжинеры либо агрономы.
У неё есть марка на затыле, но я её не могу разобрать, на этом фото она даже читаемей, чем в натуре, но всё равно недостаточно разборчива.
Думаю, что она скорее немка, чем бельгийка или француженка.
Почему? а вот из-за высоконравственного выражения лица как раз.
АПДЕЙТ - я прочла! девушка таки бельгийка, COUSTRAI BELGIUM UNICA, будем знать.
Парик свой и в отличном состоянии, глаза стеклянные спящие со вполне сохранным механизмом и нисколько не пошатнувшейся установкой.
Кто ты, Девушка без адреса? и какое у тебя было тело?
Буду искать.