вброс о схизмах великих, небольших и маленьких

May 03, 2021 15:59

Вот я вам сейчас наконец объясню на пальцах для чайников, что такое конфессиональные различия формальные и конфессиональные различия подлинные.

возьмём )

l'éducation mystique, метаморфозы, коня на скаку остановит, схизмы великие и малые

Leave a comment

Comments 95

corey01 May 3 2021, 19:59:27 UTC
Я угадалъ Рубенса, Йорданса, и Ван Дейка. Рембрандта записалъ въ католики, но вики пишетъ, что дѣтей онъ крестилъ въ свои мѣстныя протестанты. Вообще, за исключеніемъ Йорданса, остальные довольно амбивалентны и это скорѣе случайныя догадки.

Нашъ магистральный 19й въ. въ поисковикахъ по кр. мѣрѣ богатъ (недо)академизмомъ, а старообрядческія болѣе страшненькия и все какъ одна подъ старину.

Reply

mmekourdukova May 3 2021, 20:50:54 UTC
Совершенно верно, они (и все четверо) - амбивалентны. И сюжетно-тематически, и стилистически, и антропологически. И по происхождению-воспитанию-образованию. И по заказчикам. И по семейным связям. И кто где похоронен. Короче, ни один из них не является ни безупречным катО, ни безупречным протестантом.

Во-во. Старообрядческие все как одна подстаринные, и тут - стена. А никониане, конечно, весь стилистический веер от Средневековья до академизма, совершенно неотличимого от католического.

Reply


caldeye May 3 2021, 20:13:18 UTC
Не очень правомерно сравнивать страну Нового времени, благополучно прошедшую Реформацию, со средневековым -станом, где она даже толком и не начиналась.
Тоталитарная машина сразу загнала т.н. старообрядцев в жёсткие маргинальные культурные ебеня, и для этой ситуации человеческого у них сохранилось как раз на удивление много. У них из-за постоянного прессинга и малочисленности никогда не было возможности выстроить нормальную культурную пищевую пирамиду, где каждый гений стоит на опоре из дюжины больших талантов, а те - на сотнях крепких середняков.

Reply

mmekourdukova May 3 2021, 20:40:53 UTC
Пардон, из ЧИСТО КУЛЬТУРНЫХ ебеней всегда можно выйти.
Если хочешь, конечно.

Reply

caldeye May 3 2021, 21:11:48 UTC
Выйти можно, но при этом перестать быть старообрядцем, или иудеем, или цыганом, нужное подставить.
А представителям господствующей церкви/титульной национальности никуда выходить при этом не надо, хоть рисуй, хоть балет танцуй, хоть со своим полом спи - совесть спокойна, ты не предатель своей малой и угнетаемой группы, а свободная личность в творческом поиске, удобно, чо. "Подарки получит только тот, кто хорошо кушал".

Reply

mmekourdukova May 3 2021, 21:15:13 UTC
Ну дак а я про што.

Йорданс и Рембрандт, и десятки других спокойно ходили между (воевавшими!) конфессиями по культурному зеленому коридору туда-сюда. А наши - не ходили. Кто пойдёт, тот перестает быть тем, кем был.

Reply


с именами авторов для первой, для старообрядческой, гр o_aronius May 3 2021, 20:26:25 UTC
А кого мы знаем из русских иконописцев-никониан 19 века? (Не путать с художниками, от Врубеля до Верещагина и Васнецова, которых привлекали к росписи церквей)?

Reply

mmekourdukova May 3 2021, 20:37:31 UTC
Эээ... и какая разница между этими, кого с кем мне предложено "не путать"? Почему те, кого "привлекали к росписи церквей", вдруг не иконописцы (а хто тогда)?

И УБЕДИТЕЛЬНАЯ, РАДИКАЛЬНАЯ ПРОСЬБА МЕЛЬКАЮЩИХ СМАЙЛОВ МНЕ ЗДЕСЬ НЕ ВЕШАТЬ.

Reply

o_aronius May 3 2021, 20:56:40 UTC
Прежде всего, я не уверен, писали ли они именно иконы, или ограничивались росписью храмов. Скажем, в Исакиевском соборе росписи и иконы делали разные люди.
Впрочем, скорее всего, нужно проверять каждый храм особо.

Reply

ограничивались mmekourdukova May 3 2021, 21:00:24 UTC
Т.е. храмовые росписи - не иконы? приехали. А што ж оне тогда такое? они выше икон или ниже?

Reply


ext_3872337 May 4 2021, 02:17:00 UTC
И тогда (теперь) выходит, что балканское Православие в XIII и в XVII Р.Х. - две разные религии?
По малым великим бенилюксовцам: для корректности сравнения с нашими исключить бы Нижегородземельское светское искусство, оноже у старообрядцев (пластика из дома Рябушинского.......) такожде наличествовало (есть, правда, мнение, что это тоже ррррелигиозное - обаче их глубинное иск-во)

Reply

mmekourdukova May 4 2021, 08:48:05 UTC
И не только балканское :-)).

А какое оно стилистически, это нижеземельское? покажите, я не знаю.

Reply

ext_3872337 May 4 2021, 16:05:47 UTC
Это я так - виноват - Нидерланды препарирую (калька с греч. КАТАХОРАС). Впрочем - да! - коль скоро речь (касательно папизма-кальвинизма) сугубо о стиле, то замечание по сюжетам (vanitas, не vanitas...) снимаю.

Reply


messaggiera May 6 2021, 14:37:33 UTC
В советском музыкознании как-то даже не принято было обращать внимание на конфессию композиторов. И даже в тех случаях когда творчество было плотно завязано на церковной работе.
Никому и в голову не приходило считать, что конфессия как-то влияет на собственно музыкальный язык. В 18 веке между музыкальным стилем немцев-протестантов и немцев-католиков гораздо больше общего, чем, скажем, между стилями католиков-итальянцев и католиков-французов.
Плюс межконфессиональная "миграция", когда Бах пишет мессу в подарок саксонскому королю-католику. Или Гендель, писавший то для итальянцев, то для англичан.

Потом, конечно, в 90-е, когда "церковная" тема у нас стала нормально обсуждаться, отличия стали видны больше. Но в большинстве они отражают отличия в ритуально-богослужебной практике, а не в богословии.

С обратной стороны, стилистический разрыв старообрядческого пения и Литургии Чайковского (для примера) в комментариях не нуждается...

Reply

mmekourdukova May 6 2021, 16:47:01 UTC
"отличия в ритуально-богослужебной практике, а не в богословии" -

- дяденька, я не музыковед, но думаю, что они и не могут быть в богословии, отличия-то. А тока в богопознании :-)).

Reply

Только в богопознании... messaggiera May 7 2021, 06:47:16 UTC
.. чему несомненное свидетельство - степень развитости художественного языка)

Reply


Leave a comment

Up