вброс о схизмах великих, небольших и маленьких

May 03, 2021 15:59

Вот я вам сейчас наконец объясню на пальцах для чайников, что такое конфессиональные различия формальные и конфессиональные различия подлинные.

Возьмём нескольких наших (моей страны проживания) художников - наикрупнейших! - Рубенса, Йорданса, Ван-Дейка, ну ещё Рембрандта. Выбор эпохи не случаен - к 17 в. Реформация стала совершившимся фактом, а не серией каких-то локальных бунтов. Так вот, эти четверо великих - вы их всех с детства знаете как облупленных. А теперь - можете ли вы с места врасплох никуда не заглядывая сказать, кто из них принадлежал к какой конфессии? Ась?
Не, никак?
Хорошо, а теперь заглядывая единственно в их картинки, в сколь угодно много картинок, но без буковок - сможете определить, кто католик и кто протестант?  Определили? Сходили проверили? Удивились? Вот то-то же.
А теперь возьмем несколько наших (русских) старообрядческих икон - и русских же икон, так сказать, магистрального направления. За 19 век. Тоже - чтобы раскол уже вполне устоялся, вполне обозначился в менталитетах обеих сторон и мог бы проявиться в стиле и антропологии.
Правда, с именами авторов для первой, для старообрядческой, группы будет напряженка, но тем лучше. Тем, говорю, понятнее. Что здесь не надо гадать и угадывать, кто к какой стороне баррикад принадлежит. Всё сразу ясно как день белый.
Вот это и есть разница между чисто формальным церковным расколом - и расколом подлинным.

l'éducation mystique, метаморфозы, коня на скаку остановит, схизмы великие и малые

Previous post Next post
Up