Шкала декаданса, или Лествица падения

Aug 25, 2020 16:30

Вообразим, что некто пишет (мрачнопророчествует) о декадансе образования и преподавательского уровня в ближайшем будущем, и изрекает такое:
- Мы уверены, что даже и теперь немногие из учителей могут объяснить, что такое архимедова константа. А уж тогда они едва ли будут в состоянии безошибочно выдать наизусть число пи с первой сотней разрядов ( Read more... )

туртоом, проговорка по фрейду, бутоны розановые

Leave a comment

Comments 63

lj_frank_bot August 25 2020, 14:31:55 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Образование.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply

mmekourdukova August 25 2020, 14:35:14 UTC
Это Религия, Козёл.

Reply

lj_frank_bot August 25 2020, 14:37:32 UTC
Очень хорошо

Reply


sibeaster August 25 2020, 14:34:04 UTC
"Блажити тя, Богородицу"?
У меня все эти "блажить" да "ублажить" по отношению к святым вызывают внутренний смех. Особенно после гоморазоблачений Кураева

Reply

mmekourdukova August 25 2020, 14:48:07 UTC
Я не читала гоморазоблачений Кураева. Он что, пользуется в них вот именно этим церковнославянским глаголом?

А то, что многие слова и обороты на ЦСЯ (а также украинском, чешском, польском, сербском...) значат совсем не то, что "те же" слова и обороты на русском, и перенесение их из одного контекста в другой часто бывает смешно и дико - это совсем другая тема.

Reply

sibeaster August 25 2020, 14:50:36 UTC
Не пользуется. Народ этим глаголом пользуется по прямому назначению
Ну вот "сантехник Сережа ублажил доярку Дашу" - это один смысл, а "архангел Г. ублажил деву М." - совсем другой. Но почему кто-то обязан улавливать такие нюансы в момент молитвы?

Reply

mmekourdukova August 25 2020, 15:03:49 UTC
Это не "нюансы", а контекст двух разных языков. Никто, конечно, никому ничем не обязан и ничего не задолжал, но мне кажется, что думать именно на том языке, на котором ты в данную минуту думаешь, и не отвлекаться на то, что для русского означает сербское народно позориште, финское "хуява пейва" или английский Peace Dance - основа интеллектуальной гигиены.

И уж всяко это оффтоп.

Reply


timur0 August 25 2020, 15:02:54 UTC
Вообще-то нет. Запомнить наизусть что таблицу Менделеева, что "Достойно есть" на славянском языке это просто совершенно иное умение, чем перевести и объяснить. Память тупо тренируется (или тренируется тупо) повторением, понимание тренируется совершенно иначе, все же не тупо.

Reply

mmekourdukova August 25 2020, 15:10:01 UTC
Дак поэтому я и говорю не про умения, а про владение материалом.

Но смысл-то не меняется оттого, что это разные упражнения. Понимание - оно и проще, и важнее, и в какой-то мере облегчает заучивание наизусть. Т.е. оно, при обучении чему-то, и приходит первым, и пропадает последним.

Reply

timur0 August 25 2020, 15:20:44 UTC
Школьное выучивание стихов наизусть говорит об обратном - можно выучить, и иногда это даже требуют, ничего не понимая. Более того, некоторые вещи типа ПДД или воинских уставов мы учим вообще не через понимание (вернее, так уж сложилось обучение этим вещам).
Понятно, что так математику учить бесполезно, но вот латинские склонения надо сначала зазубрить и только потом в них появится логика и понимание (в грамматике они не на поверхности).

Reply

mmekourdukova August 25 2020, 15:47:49 UTC
Не-не.
Стихи - это искусство, и тут знание как раз и состоит в запоминании наизусть и ни в чём более. Знающий стихотворение наизусть знает об этом стихотворении, или в этом стихотворении, самое главное и единственно важное, уникальное и никак иначе не постигаемое. Вот, кстати, недавноча устроила я когтеточку - https://mmekourdukova.livejournal.com/752464.html - и респонденты чётко поделились на две группы - отгадавшие всё сразу и не отгадавшие ничего, кроме одного номера.

ПДД и Уставы учат всё-таки через понимание :-)). И, главное, забывают их - тоже сначала теряя букву закона, а уж потом понимание.

А спряжения чужого языка, да хотя бы даже и буквы, чужого языка или родного, - это не самый язык и не "кусок смысла" на этом языке, каковым "куском" является Марсельеза, архимедова константа или "Достойно есть", а всего лишь часть знаковой системы.

Reply


trombicula August 25 2020, 17:36:16 UTC
Если считать, что необходимый базовый уровень - помнить всю общую часть (и многое из необщей тоже) церковных служб наизусть со слуха, то все логично. Когда провалы даже на базовом уровне, то какое уж там учительство.

Что значит "написать наизусть" - не столь очевидно, но даже если речь о полноценной графике, со всеми титлами и акцентами, семинарский учитель вполне мог это запомнить из всей своей предыдущей клиросной практики.

Reply

если mmekourdukova August 25 2020, 18:15:50 UTC
Ну да, вот как раз так он и считает, раз уж написал.
Вопрос в том, почему в этой науке, сравнительно с другими науками, всё вот так наоборот.
Почему тут надо прежде всего запомнить наизусть кучу текстов на неродном языке, а перевод и понимание (что, в сущности, в норме почти одно и то же) - это уже надстройка.

Reply

Re: если trombicula August 25 2020, 18:42:38 UTC
"Так исторически сложилось!"

Reply


vit_r August 25 2020, 18:17:44 UTC
Учитель химии, который не помнит, где в таблице какие элементы стоят, он учителем, конечно, может работать -- и осёл учителем может работать, если оценок только две сделать: под левое и под правое копыто -- но химии он не понимает. Потому что таблица ранжирует элементы по свойствам и связана со всей неорганической химией неразрывными путами.

Reply

mmekourdukova August 25 2020, 19:15:46 UTC
Розанов же говорит не о достойных, а о плохих - и суперплохих - учителях.

Ну вот я - плохой учитель, с химией никакого дела не имела последние сорок лет, таблицу наизусть не нарисую даже под угрозой тюремного заключения, но я всё ещё помню, какие там в таблице были вертикальные и горизонтальные ряды, и почему оно так, тоже помню. А по Розанову, я (как плохой учитель) должна бы помнить именно таблицу наизусть, а вот почему элементы так выстроились - забыть.

Reply

r0l August 25 2020, 20:51:39 UTC
Возможно, речь идет как раз о том, что если ты _понимаешь_ смысл таблицы, то ее и помнить не надо, потому что, коли понимаешь, всегда на ходу сообразишь?

Я вот, допустим, таблицу умножения помню (и не только школьную, где-то до тридцати - свободно). Но если я вдруг забуду, мне не составит ни малейшего труда воспроизвести результат минимальным умственным усилием, потому что я понимаю, как это работает и что тут к чему.

Впрочем, спорно, спорно, конечно. Раз ты понимаешь и практикуешься - как ты можешь не помнить-то?...

Reply

vit_r August 26 2020, 05:22:14 UTC
Таблица умножения просто ускоряет десятичный счёт. Человек, который каждый день считает, знает её не потому, что понимает, а потому что она на всё завязана. Также как и программисты, напрямую работающие с уровнем электроники, прекрасно оперируют в шестнадцатиричной и в двоичной системе.

Reply


Leave a comment

Up