Эта церковь по-своему уникальна. В ней сохранились не только
фрески XII в., но и - причём в больших количествах - характерные для Франции конца XIX в. "реставрации" этих фресок. По современным понятиям, романские росписи были варварски погублены - но во времена, когда вообще никаких сравнимых с нынешними методик консервации и расчистки фресковой живописи не было, эти поновления были единственным способом уберечь - ну, конечно, не живопись (она неповторима), но хотя бы иконографию. Прокрасив заново по чуть видневшимся контурам подобранными близко к исходным тонами, неизвестные романтики сохранили для нас, так сказать, макет в натуральную величину. Если бы они этого не сделали, вернее, если бы они не сделали этого - то не осталось бы и "макета", храм был бы перекрашен заново, с бесследным уничтожением средневековой росписи. Это же не музей, служить-то надо.
Итак, вся алтарная абсида, вима и триумфальная арка заново "наведены":
Причём ясно видно, где художник имел в своём распоряжении довольно внятные останки оригинала, а где ему приходилось сочинять, пардон, в хвост и в гриву.
Боковые же нефы, полностью утратившие всякие следы средневековой декорации, были расписаны "кагбэ в стиле", но уже совсем заново, с новой иконографией вне всякой связи с безвозвратно потерянной.
Вот такие упражнения по мотивам романских орнаментов
а ещё там появились... четырнадцать "станций" в медальонах.
К счастью, фрески главного нефа "реставрации" не подверглись и таким образом уцелели.
Что там изображено, не всегда понятно, поскольку твёрдой программы декорации храмов ещё не существовало, и заказчик выбирал картинки на свой вкус из НЗ, ВЗ, житий и собственной фантазии. Например, вот эти скоморохи на самом западном столпе (фото общего вида).
А это, надо полагать, притча о брачном пире (Мф.22)
Ну, этот сюжет все угадают.
А вот угадает ли кто вот этот? Не всадников, а внизу который?
Качество, конечно, оставляет желать, но что ж вы хотите. Там совсем темно было, да ещё и свод морёного дерева почти чёрный. Следующие церкви будут лучше.