загадка Чернышевского

Jan 16, 2024 20:55

Внезапно подумала, что вот ведь - роман «Что делать?» вне всякого сомнения играл в тогдашних либеральных кругах роль Нового Завета (был императивно обязателен к прочтению, буквальному уверованию и следованию словом, делом и помышлением), но почему-то властям не было никакого дела до этой злой ереси. Срок Николаю Гавриловичу впаяли и вовсе не за ( Read more... )

параблагочестивые размышления, русские классики

Leave a comment

Comments 74

lupusest_007 January 16 2024, 23:11:57 UTC
Все очень просто. Цензоры тоже люди и хоть и жили на сто лет раньше, он точно так же как и потомки не смогли себя заставить вычитывать подобный бред от корки до корки. Расчитывая, что если кто и решит осилить поток мыслей и снов, то или заснет или плюнет и закроет сей опус.

Reply


maxim_shatkin January 17 2024, 00:45:02 UTC
Остается только надеяться, что цензор потерял место за то, что пропустил к печати эту бездарную безвкусную графоманщину, и запретили за несоответствие уровню тогдашней художественной литературы. И не вменяли потому, что за Чернышевского обидно было.

Reply

mmekourdukova January 17 2024, 00:58:36 UTC
Эта бездарная и безвкусная графоманщина по-своему гениальна. Она волшебным образом отразила - и как раз поэтому сформировала - настроения тогдашнего общества. Это феерически информативная книга, я её с удовольствием прочла впервые ещё в школе. И затем с не меньшим удовольствием ещё пару раз, всякий раз говоря себе - что бы мы делали без этого туповатого поповича? кто бы нам ещё так дивно срисовал эпоху?

Reply

xoxlobandera January 17 2024, 07:28:26 UTC

Думаете, стоит перечитать?

Reply

mmekourdukova January 17 2024, 09:47:41 UTC
Завидую тем, кто давно не перечитывал - им заново откроется целый мир :-)).

Reply


brat_chik_2 January 17 2024, 04:10:13 UTC
Я так понимаю анафему. Когда человек говорит - "я из ваших", а ему в ответ: "Нет ты всё переиначил, ты теперь не из наших. Люди! имейте в виду, он не из наших!"

А Чернышевский с самого начала не пытался мимикрировать под "своего". Нигилист, фармазон... Евангелия не переписывал, нового извода христианства не создавал.

Мне кажется, анафема Толстому была "выдана" для устранения путаницы.

Reply

mmekourdukova January 17 2024, 09:08:36 UTC
Какаяесчо анафема. Толстой был всего лишь отлучён, до покаяния.

Рассказов Куприна надо поменьше читать :-)).

"С самого начала" - не оправдание, а отягчающее обстоятельство. Да и не было никакого "с самого начала". Нигилист не закончил бы университета и не получил бы места госслужащего.

Reply


sibeaster January 17 2024, 06:35:23 UTC

Вроде бы комментаторы выше уже все разъяснили.

Толстой пытался создать параллельное христианство, вроде как адвестисты и свидетели Иеговы. Анафемой св Церковь показала, что фантазии графа-пахаря к христианству отношения не имеют.

Чернышевский ни слова о вере в своем романе на говорит (если не считать Веру Палну, разумеется).

Reply

ни слова mmekourdukova January 17 2024, 09:09:29 UTC
Да весь роман, йолки, о вере.

Reply

sibeaster January 17 2024, 09:27:54 UTC

Хорошо, не о христианстве.

А св. Церкви всякие ереси среди нигилистов совсем неинтересны, как неинтересны, например, всякие внутри-исламские дрязги.

Reply

mmekourdukova January 17 2024, 09:40:31 UTC
Дак они не были нигилистами-как-отдельной-сектой. Любой государственный служащий по закону ежегодно приобщалсо, не говоря уж о том, что все они, прочитавшие "Что делать?" и принявшие его как Новейший Завет, были крещены.

Я про то, что аццы были совершенно неспособны за**пить ересь, если она не проявлялась на уровне особого ритуала и своей собственной иерархии.

Reply


russ_dilettante January 17 2024, 06:53:33 UTC
В синодальный период русской церкви были указаны пределы. Самочинную трактовку вероучения она могла осудить, для прочего была цензура. И то, мне кажется, осуждение Толстого - акт самоутверждения иерархов. На рубеже веков они почувствовали, что можно опять войти в силу.

Reply

mmekourdukova January 17 2024, 09:15:26 UTC
Да прям. Не было у них пределов. Административное преследование за нигилизм-атеизм и четыре миллиона доносов - норма жизни была. А ФМД за чтение и распространение антирелигиозного документа чуть было не расстреляли. И вот на этом фоне - полное молчание по поводу романа, который у разночинцев просто в божнице стоял :-)).

Reply

russ_dilettante January 17 2024, 09:36:12 UTC

Петрашевцев преследовали не по церковной линии, а по светской. История с Толстым была совсем в другое время, гораздо более либеральное, когда светским властям не хотелось связываться, а епископы проявили инициативу.

Reply

mmekourdukova January 17 2024, 09:46:43 UTC
Разумеется, Синод не мог никого ни в Сибирь законопатить, ни расстрелять - но государство находило нужным инкриминировать политическим преступникам также и веропреступления, Вики о ФМД - суд признал его «одним из важнейших преступников»[131][132] за чтение и «за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского".

Епископы с Толстым проявили инициативу потому, что там был готовый открытым текстом материал для канонического обвинения. А для осудить НГЧ - надо было разработать целый новый небывалый понятийный аппарат. Это как в 17 в. соборовали о канонической иконографии, глухие беседовали с глухими :-)).

Reply


Leave a comment

Up