Членам Парнаса для внеклассного чтения

Jun 28, 2011 21:45

Продолжение книги о гражданском сопротивлении "От диктатуры к демократии". Начало здесь.
Глава 3.  Откуда берется сила?

Завоевать свободу мирным путем, естественно, задача не из легких. Для неё нужны навыки организации и стратегического планирования. И самое главное, потребуется сила. Демократам не удастся устранить диктатуру и добиться политической свободы, если они не научатся эффективно распоряжаться собственной силой.

Как это сделать? Откуда у демократической оппозиции берётся сила для свержения диктатуры, её разветвлённой военно-полицейской системы? Ответ кроется в непонимании политической силы. Понять суть довольно несложно. Ключевые понятия элементарно просты.

Притча о «повелителе обезьян»

В притче китайского сказителя XIV века Ю Ли Джи (1311-1375) показана чёткая сущность политической власти[7]:
«В царстве Чу жил-был старик. Обезьяны были у него вместо слуг. Народ Чу прозвал старика «Джи гонг» (повелитель обезьян).

Каждое утро обезьяны собирались на дворе у старика,  а он отдавал приказ старейшей обезьяне вести остальных в горы. Там обезьяны должны были лезть на деревья и собирать фрукты. По заведённому распорядку, каждая обезьяна отдавала старику десятую часть собранного урожая. Кто не выполнял этого правила, того жестоко пороли. Все обезьяны тяжко страдали, но никто не жаловался на жизнь.

Как то раз одна обезьянка поставила вопрос ребром: «Сажал ли старик эти фруктовые деревья?» Остальные отвечали: «Нет, деревья сами выросли». Тогда обезьянка спросила снова: «Разве мы не можем собирать фрукты без разрешения старика?» Остальные отвечали: «Да, можем». Маленькая обезьяна продолжила: «Тогда, почему мы должны зависеть от старика, почему мы все должны обслуживать его?»

Обезьянка ещё не кончила говорить, как все обезьяны внезапно всё осознали и пробудились.

Ночью, когда старик уснул, обезьяны сломали свои клетки и частокол. Они также забрали фрукты, которые старик держал в про запас, унесли их в лес и больше не возвращались. Вскоре после этого старик умер от голода.»




Ю Ли Джи говорил: «Кое-кто управляет народом с помощью обмана, забывая о справедливости. Разве он не похож на повелителя обезьян? Он не догадывается о своей глупости. Как только народ образумится, обман больше не срабатает».

Ключевые источники политической власти

Принцип прост. Диктатору нужна помощь людей, которыми он правят.  Без этой помощи он не сможет удержать власть. К источникам политической власти относятся:

* Авторитет, вера людей в то, что власть является законной и что их моральный долг подчиняться ей;

* Человеческие ресурсы и общественные группы, которые подчиняются правителю и сотрудничают с ним;

* Умения и знания, необходимые для режима, чтобы выполнять конкретные действия и предоставляемые сотрудничающими лицами и группами;

* Нематериальные факторы, психологические и идеологические факторы, заставляющие людей подчиняться и оказывать помощь правителям;

* Материальные блага, доступ правителей к богатству, природные ресурсы, финансовые ресурсы, экономическая система, а также средства связи и транспорта;

* Санкции и наказания против непослушных или отказывающихся сотрудничать, чтобы заставить их подчиниться и сотрудничать, что необходимо для существования режима и проведения его политики.




Все вышеперечисленные источники, однако, зависят от принятия режима, от подчинения и послушания населения, от сотрудничества многочисленных людей и общественных институтов. Их присутствие не может быть гарантировано.

Полное сотрудничество, послушание и поддержка ведут к росту источники силы и, соответственно, расширяют возможности любого правительства.




С другой стороны, отказ народа или общественных институтов от сотрудничества с оккупантами  или диктаторами истощает источники силы, от чего зависят все правители. Без этих источников любая власть слабеет и исчезает.

Конечно, узурпаторы особенно чувствительны к действиям и идеям, угрожающим их произволу. Поэтому диктаторы запугивают  и подавляют того, кто не подчиняется, бастует или отказывается сотрудничать. Но это ещё не всё. Репрессии, даже зверства, не вернут подчинение и сотрудничество, необходимые для существования режима.

Если, несмотря на репрессии, источники силы надолго ослаблены или перекрыты, то первоначальным результатом для диктатура станут неуверенность и замешательство. Далее может последовать явное ослабление власти диктатуры. Со временем полное перекрытие источников силы может вызвать паралич и бессилие режима и, в серьезных случаях, его развал. Власть диктатуры, постепенно или быстро, исчезнет от политического истощения.

Это означает, что свободолюбие или тирания любого правительства в большой степени отзеркаливает решимость народа оставаться свободным в  попытках обратить его в рабство.




Вопреки устойчивому мнению, даже тоталитарные диктатуры зависят от населения и общества, которыми они повелевают. Как отметил политолог Карл В. Дойч в 1953 г: «Тоталитарная власть сильна только тогда, когда её не нужно слишком часто употреблять. Если тоталитарную власть приходится использовать постоянно против всего народа, она едва ли останется сильной в течение длительного времени. Так как тоталитарные режимы требуют больше власти для управления своими подданными, чем другие формы правления, таким режимам нужна широчайшая и стойкая привычка к подчинению среди людей; более того, им приходится при необходимости опираться на активную поддержку, по меньшей мере, значительной части населения»[8].

Английский теоретик права XIX века Джон Остин описал положение диктатуры перед лицом разочарованного народа. Остин утверждал, что если большинство исполнено решимости свергнуть правительство и для этого готово терпеть репрессии, тогда мощь правительства, включая тех, кто его поддерживает, не спасет ненавистное правительство, даже при иностранной помощи. Остин делает вывод, что сопротивляющийся народ невозможно вернуть к постоянному подчинению и покорности[9].




Никколо Макиавелли еще ранее утверждал, что государь, «…для которого все общество - враг, не может чувствовать себя в безопасности; чем больше жестокость, тем слабее становится его режим»[10].

Политическое применение на практике данных тезисов продемонстрировано героями Сопротивления в Норвегии против нацистской оккупации и, как упоминалось в главе 1, мужественными поляками, немцами, чехами, словаками и многими другими, которые оказали сопротивление коммунистической агрессии и диктатуре и в конце концов способствовали крушению коммунизма в Восточной Европе. Это, конечно, не новое явление: случаи мирного гражданского сопротивления известны еще примерно с 494 г д.н.э., когда римские плебеи отказали в своей поддержке патрициям[11]. Ненасильственная борьба применялась в различные эпохи народами не только Европы, но и Азии, Африки, обеих Америк, Австралии и островов Тихого океана.

Итак, три ключевых принципа, определяющих до какой степени власть правительства будет контролироваться или оставаться бесконтрольной, включают:
(1) воля народа ставить пределы власти правительства;
(2) возможность независимых общественных организаций и гражданских институтов солидарно перекрывать источники силы;
(3) способность населения отказывать в согласии и поддержке.

Ядро демократической власти

Демократическое общество отличается обилием независимых от государства неправительственных групп и институтов. Например, сюда относятся семьи, религиозные общины, культурные союзы, спортивные клубы, экономические институты, профсоюзы, союзы студентов, политические партии, деревни, домовые советы, клубы садоводов, правозащитные организации, музыкальные группы, литературные общества и др. Важно, что у этих органов свои цели.




Сверх того, данные органы играют важную политическую роль. Они дают групповую и институциональную основу, с помощью которой люди могут влиять на управление обществом или препятствовать другим группам или правительству, когда те несправедливо ущемляют их интересы, препятствуют деятельности или достижению целей. Отдельные лица, не являющиеся членами таких групп, обычно не могут влиять на остальную часть общества, не говоря уже о правительстве, и, конечно же, о диктатуре.




Следовательно, если автономия и свобода этих органов уничтожается диктатурой, то население становится сравнительно беспомощным. Кроме того, если эти институты попадают под диктаторский контроль или подменяются новыми подконтрольными организациями, то узурпатор эксплуатирует их  для господства как над отдельными людьми, так и над слоями общества.




Однако если есть возможность удержать автономию или вернуть свободу таким независимым гражданским институтам (от контроля правительства), то они становятся весьма важными для применения политического неповиновения. Общей чертой приведенных примеров разрушения или ослабления диктатуры является решительное массовое применение политического неповиновения со стороны населения и его институтов.

Как сказано выше, данные центры силы дают институциональную основу, на основе которой народ может сопротивляться диктатуре. В будущем эти центры станут частью ядра свободного общества. Следовательно, сохранение их независимости и развитие необходимо для победы мирного гражданского сопротивления.




Если же диктатор уничтожил или контролирует независимые общественные институты, важно, чтобы оппозиция создала новые независимые социальные группы и институты или вернула демократическое управление оставшимися или частично контролируемым органам. В ходе венгерской революции 1956-1957 гг возникло много истинно демократических советов, которые даже объединялись друг с другом, образовав на несколько недель целую объединенную систему институтов и органов самоуправления. В Польше в конце 1980 г рабочие создали подпольные профсоюзы Солидарность и в некоторых случаях брали под контроль официальные профсоюзы, находящиеся под коммунистическим управлением. Такие институциональные изменения имеют важные политические последствия.




Конечно, это не означает, что ослабление и разрушение диктатуры - легкое дело, или что каждая попытка увенчается успехом. Конечно, это не означает, что борьба не приведет к жертвам, так как приспешники диктаторы постараются добиться от народа сотрудничества и послушания.

Однако приведенный выше анализ власти означает, что преднамеренное разрушение диктатуры возможно. Диктатура обладает характерными свойствами, которые делают ее весьма чувствительной к умело применяемому политическому неповиновению. Рассмотрим эти характеристики в деталях.

(Продолжение следует).
 

От диктатуры к демократии, Шарп

Previous post Next post
Up