аутичный или человек с аутизмом - почему это неактуально для русского языка

Nov 12, 2015 17:55

Очередной виток холивара: аутичный или человек с аутизмомПервый аргумент против person-first language основан на игре слов. Мантра про чемодан и рюкзак. Выучили нелепое сравнение и тиражируют его, даже не вдумываясь ( Read more... )

advocatus diaboli, identity-first vs person-first language

Leave a comment

Comments 20

(The comment has been removed)

mkdir1 November 12 2015, 15:15:18 UTC
На каком языке надпись? Не знаю украинского, потому не могу прокомментировать.
На русском нет аналога словосочетанию "беременная женщина", не считая метафоричного "женщина в положении". Потому к любому изменению языка надо подходить с понимаем его структуры. Нельзя всё унифицировать.
Лучше всего использовать именно способ изменения отношения к слову, его эмоциональную окраску. Это и не обеднит язык, и не породит убогих кадавров-неологизмов.

Reply

(The comment has been removed)

mkdir1 November 12 2015, 15:28:00 UTC
Тогда ясно.
Все равны, но некоторые равнее (с)

Reply


dig386 November 12 2015, 15:31:04 UTC
Лично я использую пять вариантов:
1) аутичный человек
2) человек с синдромом Аспергера
3) человек с расстройстом аутистического спектра
4) человек с аутизмом (обычно когда имею в виду классический аутизм)
5) аутист (обычно каннеровский аутист)
П.1 и 3 могу использовать как синонимы. В целом языковые споры тут выглядят для меня чем-то вроде "тионилхлорид или хлористый тионил" (т.е. остроконечников и тупоконечников).

>> все люди рождаются равными
Это ведь про равноправие, а не про извращенные идеи равенства вроде гендерных или расовых квот?

Reply

mkdir1 November 12 2015, 15:34:50 UTC
Да, речь о равноправии.

Языковые споры бывают:
- от плохого понимания языка
- от желания полностью слиться с привлекательной средой, компанией, при этом может быть понимание реалий, но от него всячески убегают в выстроенную желаемую модель

Reply


vorona_1 November 12 2015, 20:53:12 UTC
А миопия разве неотделима от личности?

Reply

mkdir1 November 13 2015, 06:57:45 UTC
Да. Диапазон проблем от бытовых сложностей до запретов на профессию. Носит пожизненный характер. Требует регулярных финансовых расходов (оптические приборы). Бывает причиной неврологических и психических проблем.

Reply

vorona_1 November 13 2015, 08:41:01 UTC
>> Диапазон проблем от бытовых сложностей до запретов на профессию. Требует регулярных финансовых расходов (оптические приборы).
Многие заболевания создают бытовые сложности, лишают (формально либо неформально) возможности работать по той или иной специальности, требуют финансовых затрат, однако эти внешние факторы не делают их частью личности. Если бы миопию внезапно научились лечить, то можно было бы от неё избавиться без ущерба для личности?

>> Бывает причиной неврологических и психических проблем.
Вот у меня в подростковом возрасте возникли проблемы со щитовидкой. Но долго по ряду причин не фиксировались. Воздействовали на когнитивные характеристики и сенсорные (на последние не в том смысле, как при СА, но при том же зрении разница в зрительном восприятии окружающей реальности при наличии нарушения и его отсутствии была как между просмотром фильма в пиратской копии и в кинотеатре).
Были ли они отделимы от личности? Да прекрасно отделимы. И я была счастлива их отделить, так как они подавляли личность.

А с СА всё же что-то другое.

Reply

mkdir1 November 13 2015, 08:52:16 UTC
Личность - набор всех характеристик человека, а не только его интеллект.
Наличие миопии, жизнь с миопией - часть личности, так как она влияет на самооценку и характер.
Миопию в ряде случаев можно убрать операцией, но при высокой степени либо частично, либо невозможно.
Человек с близорукостью в школе часто подвергается травле, его дразнят из-за очков. Он привыкает к беспомощному состоянию без оптических приборов, испытывает страх их лишиться.
Запреты на профессию ограничивают реализацию его интересов и возможности заработка. Также показано избегать нагрузки на глаза.

Это трудно понять людям с нормальным зрением. Равно так, как нт трудно понять людей с СА (ну или РАС).

Reply


vorona_1 November 16 2015, 08:35:09 UTC
Вот что мешает в терминологии:
  - "аутизм при шизофрении";
  - "вторичная аутизация".
Явления другого рода, но которые называются тем же словом.
Также выражение "аутизация общества", но последнее по крайней мере не официальный термин.

Reply


Leave a comment

Up