Так называется
статья Константина Добрынина, опубликованная им на сайте Московского Центра Карнеги. Давайте эту статью внимательно разберем и поймем что же в ней сказано по существу. Итак,
«Прошедшие четверть века после перестройки доказали, что Бердяев был прав и Россия несомненно обладает женскою душою, является натурой увлекающейся и не очень любит заканчивать начатые дела. Даже если эти дела важные, вроде десталинизации всей страны.
Бодро начатая в конце 80-х, она практически сошла на нет в 1996-м, подморгнув нам на прощание ельцинским «голосуй сердцем», и окончательно захлебнулась в конце 90-х, когда на книжных прилавках начали появляться странноватые книжицы со знакомым усатым профилем на обложках, объясняющие, что в общем-то несколько вырезанных миллионов обычных граждан не такая уж большая цена за величие страны»
Первое, Бердяев, конечно прав, и Россия - это страна-женщина, что явно выражено в образе Родины-матери. Впрочем, Германия тоже обладет женской душой, есть женщина-мать, а есть совсем другие женщины. А вот насчет того, что Россия не любит заканчивать начатые дела, можно поспорить. Кроме десталинизации, которая там мила сердцу Добрынина, и явно поперек горла народу, Россия заканчивала все свои дела, так или иначе. Для сведения господина Добрынина сообщаю, что десталинизация началась не в конце 80-х, а в середине 50-х, с выступления Хрущева и разоблачения культа личности. Это так называемая "первая волна" десталинизации, нанесшая чудовищную травму советскому обществу и большой степени определившее крушение СССР. У Твардовского есть такие строки:
Нет, мы с тобой другой породы, -
Минувший день не стал чужим.
Мы знаем те и эти годы
И равно им принадлежим…
Так это было: четверть века
Призывом к бою и труду
Звучало имя человека
Со словом Родина в ряду.
Оно не знало меньшей меры,
Уже вступая в те права,
Что у людей глубокой веры
Имеет имя божества.
В атаку шли со словами "За Родину, за Сталина" и не только в атаку. Сталин для советского человека 30-50 годов был сакральной фигурой, отцом народов, психологической фигурой отца. В психологии отцовская фигура олицетворяет закон и порядок, а материнская (женская) - каприз и желания. Со смертью вождя "минувший день не стал чужим", то есть заложенные стеоретипи поведения, цели и способы их достижения остались в силе, это был скелет советского общества. А потом грянул ХХ-й съезд, который надломил хребет советского человека:
Был, - сказал он, -Главный съезд
Славной нашей партии.
Про Китай и про Лаос
Говорились прения,
Но особо встал вопрос
Про Отца и Гения".
Кум докушал огурец
И закончил с мукою :
"Оказался наш Отец
Не отцом, а сукою..."
Полный, братцы, ататуй!
Панихида с танцами!
И приказано статуй
За ночь снять со станции.
Нельзя, понимаете, нельзя воспитывать ребенка на примере отца, говорить что папа самый лучший, самый сильный и самый умный, когды ты вырастешь будешь как он, а потом сказать, что папаша - сука. Вы одним махом перечеркнете всю жизнь человека, всю систему ценности, способность к различению добра и зла. И свой авторитет тоже. И кого вы получите на выходе? Морального инвалида. Кого сможет воспитать такой инвалид? Наверное беспринципного хама и только. Напомню, что Хам - это сын Ноя, который высмеял отца с тех пор его имя стало нарицательным. Хрущевская десталинизация - вполне себе библейский сюжет.
Господин Добрынин аппелирует к солженицынской ахинее про "несколько вырезанных миллионов обычных граждан" якобы убиенных ради величия страны. Во-первых, цифры именно убиенных в результате репрессий известны, это 600-800 тысяч человек, они подтверждены либеральными историками. Во-вторых, и я уже это говорил, давайте сравним с цифрами убиенных (в процентах к общему населению) в аналогичные исторические периоды в других странах. Период это называется пост-революционная стабилизация, она была во Франции, в Англии, США и много где ещё и была там не менее кровавой чем в России. Поэтому если вы хотите исторической правды, а не завываний на тему невинно убиенных, то потрудитесь узнать реальные цифры. В-третьих, не из чего не следует, что все репрессированные были невиновны, правда? Значит нужно открыть архивы и провести огромную работу, чтобы понять истинные масштабы случившегося. Невинных оправдать и реабилитировать, почтить память и восстановить доброе имя, а про виновных сказать что виновны и в том-то и том-то, следовательно, получили по заслугам. И наконец, в-четвертых, давайте посчитаем цифры погибших, умерших до срока и неродившихся в результате шоковых реформ Ельцина-Гайдара-Чубайса. Эти миллионы людей тоже погибли ради величия страны? Так покажите это величие, уже 25 лет прошло, а если нет величия, то ради чего они погибли, господин Добрынин?
На днях даже церковь внезапно заняла новую позицию по роли Сталина в истории. Сам патриарх высказался в том духе, что негоже забывать все хорошее, что было при Сталине, невзирая на все плохое.
Церковь определилась с позицией и это хорошо. Не будем забывать, что именно благодаря Сталину РПЦ была восстановлена во многих правах, а священнослужители принимали участие в боях против фашистов и не гнушались получать награды от советской (конечно же, безбожной) власти. И что душить церковь начали при Хрущеве, на волне все той же, восхваляемой господином Добрыниным, десталинизации. Патриарх сказал в общем-то простую, но безусловно правильную вещь - не надо все мазать одной краской, хоть белой, хоть черной. Это нормальная и конструктивная позиция по отношению к собственному прошлому. Господину Добрынину, видимо, не нравится мнение отличное от его собственного? Как недемократично, однако. Позиция Патриарха позволяет обществу остаться целым: кто-то не любит Сталина за ошибки, а кто-то уважает за достижения, но все видят одну и ту же правду - и хорошее и плохое, и все имеют право на свою точку зрения и оценку прошлого.
Дальше еще лучше:
Чтобы процесс ментального инфицирования нации не пошел дальше, светской власти необходимо ошибки свои исправить и десталинизацию в кратчайшие сроки завершить. Для этого, очевидно, мало принятой концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, хотя этот запоздалый шаг важен, - стране необходим законодательный барьер, так называемая отсечка или нулевая отметка, после которой ход нормальной истории, истории без истерии, станет необратим, а абсолютное зло законодательно будет названо злом, без всяких «но»
Почтить память жертв репрессий можно и должно, никаких возражений нет. Только давайте чтить все жертвы, независимо от политической принадлежности и именно жертвы - тех, кто пострадал безвинно. Строгое, взвешенное, беспристрастное разбирательство в исторических фактах и их оценка называются "ментальным инфицированием нации". Г-н Добрынин неожиданно стал доктором? Откуда столько презрения к собственному народу? Почему исторический анализ прошлого доступный каждому гражданину, а не только конкретным историкам, называется инфекцией сознания нации? Инфекция - это по определению нечто внешнее, чужое к объекту заражения, инородное тело или организм. С каких это пор собственная история стала чужой, инородным образованием для нации? А что за иммунная система у г-на Добрынина, которая позволяет ему не пускать эту инфекцию внутрь собственного сознания, чем он в этом смысле отличается от остальных граждан РФ? У него какое-то особое сознание? Лично я считаю, что объективные оценки прошлого это не инфекция, а спасительное лекарство от того яда лжи и ненависти, который в 80-е годы был впрыснут в сознание наивных советских граждан нашими диссидентами. Теперь народ постепенно приходит в себя, действие яда ослабевает и господин Добрынин бъет тревогу: больной выздоравливает и скоро сможет потребовать вернуть украденное! Господин Добрынин называет сталинизм абсолютным злом и требует его запретить законодательно. Абсолютным злом, вы вслушайтесь! Это не светский язык, а религиозный, но Церковь отказалась признать сталинизм абсолютным злом и это страшно нервирует наших десоветизаторов. Я не буду разбирать, что такое в понимание Добрынина "нормальная" история и чем она отличается от истории "ненормальной", которая тоже должна существовать хотя бы как понятие. Для меня очевидно, что "нормальная" история по Добрынину - это оруэлианская подчитска и подделка исоторических документов в соответствии с текущей линии партии. То есть ровно то, что якобы осуждают и вменяют в вину Сталину и СССР наши десталинизаторы и десоветизаторы.
Вернемся к абсолютному злу сталинизма. Если признать Сталина и его деяния абсолютным злом, то во-первых, замаранными этим злом следует признать всех, живших в эту эпоху, а как иначе? Если Сталин - абсолютное зло, то ктто тогда маршал победы Георгий Жуков, выполнявший его приказы? Миньон зла, подручный дьявола? И остальные маршалы и генералы тоже? А их семьям, родственника, близким такой ярлык понравится? А Красная Армия под командованием этих миньонов зла - это армия абсолютного зла? Это такой плевок в лицо ветеранам от бывшего члена Совета Федерации Добрынина в год 70-ти летия Победы? Я не понимаю, как в присуствии абсолютного зла можно сохранить чистоту помыслов и моарльных устремлений. Это удалось только Христу, которого дьявол искушал в пустыне. Значит все живущие в СССР и их потомки несут на себе печать зла. Абсолютное зло строило заводы и фабрики, детские сады и школы, больницы и театры. Эта деятельность также носит печать абсолютного зла, правда? А что тогда осталось? Остался непорочный и ментально здоровый господин Добрынин, который лучше всех знает что хорошо, а что плохо.
А как быть с Гитлером? Он тогда получается великий борец с абсолютным злом сталинизма? А Бандера, пособник Гитлера тоже борец со абсолютным злом? И Япония, устроившая резню в Китае, от которой кровь стынет в жилах, тоже борец с абсолютным злом? То есть они все хорошие, потому что боролись с абсолютным злом, правда? Г-н Добрынин занимается реабилитацией фашизма? Давайте порассуждаем в логике г-на Добрынина. Итак, сталинизм - абсолютное зло, фашизм, который борется со сталинизмом и проигрывает - либо добро либо неабсолютное зло. Предположим, что фашизм зло неабсолютное, то есть там есть что-то хорошее (интересно узнать что). Если там есть и хорошее и плохое. то надо бы разобраться, то есть объективно взвесить. Но объективный подход г-н Добрынин называет ментальной инфекцией, которую нужно забороть на законодательном уровне. Или господин Добрынин изменит себе и будет искать хорошее внутри фашизма? Это предвзятый подход, полная противоположность подходу объективному. Подозреваю, что отмывкой фашизма, то есть выискиванием в ней хорошего, занимаются другие люди, в этом спектакле каждому отведена своя роль.