Когда-то задумывал описать все соловецкие работы, в которых я участвовал с 1975-го года. По крайней мере, те, что помню. И многое написал. А потом наступила какая-то пауза. Не писалось. Почему - точно не скажу. Но, пожалуй, свалю на то, что три года назад полетел винчестер на домашнем компе с кучей материала, накопленного за всю персональнокомпьютерную жизнь. Сначала был полный шок: как же жить дальше? Но потом…
К счастью, оказалось, что копии почти всего сохранились. То там, то тут, но что-то неожиданно находилось. Но пропали отсканированные когда-то фотографии прежних лет. И как-то сильно это на меня подействовало, что и остановился я с описанием работ.
А недавно подумал: пора. Пора вспомнить не такие давние работы конца 20-го века. Но такие приятные. Достал домашние фотографии тех лет, а их оказалось немало. Отсканировал. И рассказываю и показываю.
Три года, с 1998-го по 2000-й, мы нашей плотницкой бригадой работали на крышах, примыкающих к Белой башне.Отряд в те годы жил в Прачечном корпусе, так что от жилья до работы надо было пройти метров двадцать по горизонтали и метров пять-восемь по вертикали. Удобно.
И место такое замечательное. Я уже писал, что с самого первого приезда люблю мельницу и мельничный дворик. А там рядышком и Белая башня, которую в мой первый приезд только-только восстановили после пожара 1972 или 1973 года. И отряд много работал в конце семидесятых на Белой, это был основной объект. Один из первых опытов зачеканки, может, поэтому и не совсем удачный. Нет, нет, все нормально, но зачеканка на пристенке все-таки посимпатичнее будет.
И я тоже свой след на Белой оставил,
«который не смываем» (к счастью, все же смылся).
Что-то предисловие затянулось, пора о деле.
Начинали мы с крыши галереи, что между Прядильной и Белой, примерно с ее середины. Не помню, по какой причине, но крыша была временная (хотя, по-моему, так до сих пор и стоит). Но саму конструкцию мы ставили постоянной. Стропила, стяжка с «ласточкиным хвостом», все как положено. И как и было. Не то, что современные «победители тендеров», посмотрел я на их «конструкцию» на галерее у Святых ворот: жуть! Ладно, не будем о грустном.
А фотография той галерейной работы у меня необычная. В те же годы девочки, закончив грандиозную многолетнюю работу по обмазке Спаса внутри, перешли на Филипповскую. А начинать-то надо с крыши.
И были у нас две бригады плотников: наша, чуть постарше, и вторая, чуть, естественно, моложе, но уже с опытом. Вот они и делали крышу на Филипповской, там же и девочки работали. Вот и произошло в какой-то момент соединение плотницкого труда с девочками. Вот как они колотят!
На этой же фотографии видна и наша работа. Видите свежие доски на галерее? Это она и есть. А самый-самый левый край пока без досок, там мы в тот момент и работали.
И еще одно важное примечательное дело мы тогда сделали. Раньше все пространство от мельницы до галереи (как раз до наших новых досок) было закрыто сплошной крышей. Но была эта крыша над пустым пространством. Точнее, там видны какие-то остатки стен, а строение только одно: баня. Это одноэтажное здание, что примыкает к крепостной стене, и видно оно как раз между девушками. Когда-то, в семидесятые, эта крыша была другой. Мы тогда жили в Святительском, наши окна выходили как раз на нее. И работали мы много в этом дворике, вывозили культурный слой. Тоже отдельный рассказ, но это позже.
А вот нашлось чье-то старое фото, уже начала 80-х, с отдыхающими на этой крыше.
Стена бани уже восстановлена отрядом, а в наши семидесятые уровень земли был примерно до середины окон. На крышу можно было прямо с земли залезать.
А в левой части этого снимка видна как раз крыша «над пустотой», т.е. между мельницей и галереей на крепостной стене.
Она же есть и на следующем фото 1982-го.
Ребята идут по галерее от Прядильной к Белой, и в левой части как раз перпендикулярно к галерее подходит крыша.
А вот еще одно фото, сделанное из окна «мальчишеского» скита (так мы всегда называли комнаты, в которых жили).
Слева рама окна, по центру Белая башня, на переднем плане мельница с тогда еще более-менее свежей крышей. И уходит та крыша вправо за мельницу, и за пределы фото, как раз до стены.
Что-то так долго пишу я про малозначимую крышу, просто фотографии тех времен накопились, и ностальгия взяла свое.
Так вот: этой крыши более нет. Разобрали мы ее в 1998-м. Не нужно она там. А работа стремная была. Высота метров 5-7, внизу пустота, лесов никаких не ставили. И балки толстенные от стены до мельницы. Помню, Костя вылезал с древней еще пилой «Дружба» на них и их же и пилил. А говорят ведь: не руби сук, на котором сидишь…
И еще одна курьезно-печальная история того же места и времени. Балки-то, что мы пилили, были хорошие и крепкие. Вот и хотели мы что-то из них их в дело пустить. Да не успели.
Только мы их сбросили на землю, как молодежь отрядная в первую же белую ночь пустила в дело. Не подозревая о наших планах по использованию, распилили они самое ценное бревно, да и сделали из него … мощную скамейку. Хорошая скамейка получилась, полагаю, где нибудь и стоит там сейчас.
А после удаления крыши сделали мы галерею вплоть до сушила. Открывшийся фронтон у мельницы заколотила вторая бригада, уже после крыши на Филипповской. А мы… Были, как я понимаю, у руководства сомнения по поводу нашей работы. Да уж быстро мы эту крышу налерейную сделали. И поступила команда: разбирать весь старый переход вдоль сушила до Белой. И делать новый.
И напоследок: фото
из альбома Брумфилда, сделанное уже после наших работ 1998-го, но до начала работ 1999-го.
Как раз хорошо на ней виден и образовавшийся безкрышный промежуток, и зашитый фронтон мельницы, и … наша дальнейшая работа, о которой я напишу уже в следующий раз.
ПС. Хм-м-м-м. Написал: и сам засомневался. Все же вспоминаю, что крышу эту мы разобрали в 1997-м, а галерея была уже в 1998-м. На фото Брумфилда доски на зашитом фронтоне уже не свежие. Но, полагаю, это не принципиально.
Продолжение рассказа - здесь.