Анзер, Троицкий скит, 1994 год

Dec 16, 2007 18:01

В следующий раз я оказался на Анзере в 1995 году. Этому предшествовало 13-летнее отсутствие на Соловках: после поездки 1982 года все летние месяцы (да и не только летние) посвящались детям. А в 1995 году мы с женой вернулись на Соловки уже вместе с подросшими сыновьями (14 и 12 лет). Возвращение было непростым: впервые мы ехали через Кемь и шли до Соловков с 8 утра до 10 вечера (но это отдельная история).
А на Анзер мы ехали работать в Троицкую губу, где за год до этого, в 1994 году, начались реставрационные работы силами в основном бригады студенческого отряда физфака МГУ под руководством ведущего реставратора Соловков В.Сошина. И начались эти работы во многом не по доброй воле: келейный корпус оказался на грани полного разрушения.
Основным каменным сооружением в Троицкой губе является Троицкий храм, построенный в 18-м веке и значительно перестроенный в конце 19-го века. К нему примыкает каменный двухэтажный келейный корпус. Вот рисунок и фотография Свято-Троицкого скита конца 19-го века.





В 20-м веке скит использовался и как тюрьма в годы СЛОНа, и как место пребывания воинских подразделений. Вот фото того времени.


А в конце 20-го века скит остался бесхозным, и это едва не привело к трагедии.
Это найденное в интернете фото 1963 года. Выглядит неплохо.


Фото Б.Ведьмина 1969 года, с другого ракурса.


Фото С.Кукарникова 1984 года.


Фото В.Чистякова 1985 года.


Фото В.Близнюка 1989 года.


Еще одно фото Олега Каплина


Крыши над трапезной (между церковью и колокольней) не было уже давно, а тут начала проваливаться и крыша келейного корпуса. И причиной этого был пресловутый «человеческий фактор». Крыша корпуса двухскатная, и для придания жесткости в нижней части скаты соединяются мощными деревянными стяжками. И кто-то выпилил эти стяжки, то ли на дрова, то ли из хулиганства. И под тяжестью снега в зимний период крыша начала проваливаться. Мало того, она потащила за собой и северную стену корпуса, обращенную к морю. В любой момент эта стена могла начать разваливаться. Надо было немедленно снимать остатки старой крыши и ставить новую.
Эти работы и были начаты в 1994 году (меня не было, поэтому пишу со слов участников). Но следует учесть, что на Анзере, кроме природы, не было ничего: ни электричества, ни техники, ни строительных материалов, дороги за многие годы заросли уже не кустами, а деревцами, во многих местах заболотились. Основной способ доставки: через Реболду и пролив на Кеньгу, а оттуда примерно два километра до Троицкой по заболоченной дороге. Поэтому пришлось прежде всего стелить гать, которая, думаю, и сейчас помогает добраться приезжающим. А длинные 6-метровые доски приходилось на первых порах таскать на себе. Потом, думаю, удалось наладить доставку морем от монастыря до входа в Троицкую губу. Сама губа во многих местах довольно мелкая, могут пройти только лодки да баржи с мелкой осадкой, и то только в прилив.
Но, несмотря на все трудности, работа шла быстро. К концу летнего срока был полностью сделан северный скат и наполовину южный. Причем на северном крышу нельзя было, как обычно, ставить на стену, она в некоторых местах уже «пошла» к морю. Поэтому внутри корпуса параллельно стене были установлены вертикальные деревянные стойки, и уже на них ставилась крыша (в таком виде она стоит и до сих пор). Кроме этой работы, надо было выносить залежи строительного мусора и из келейного корпуса, и разрушенной трапезной (от нее остались только полуразрушенные стены). Этот мусор оставался у стен скита до лучших времен.
Вот пара фотографий, сделанных во время работ 1994 года.




О работах 1995-96 годов - в следующий раз. .

1994, Анзер

Previous post Next post
Up