Анзер, Троицкий скит, 1995 год

Dec 18, 2007 00:52

Итак, в середине июля 1995 года после изнурительного перехода из Кеми, занявшего весь день, мы прибыли на Соловки. И на следующий день в 6 утра выехали на машине на Реболду, а оттуда через пролив - на Кеньгу. Погода изумительная, чистое голубое небо, ни ветерка. Подходим к Кеньге, а там нас встречают человек 10 ребят, приехавших раньше. Стоит колесный трактор с тележкой (его в этом году переправили на остров), за рулем - отец Елисей, монах, который работал с нами и в следующем году. Замечательный человек, работящий, физически очень сильный, он весь день работал с нами, а ночью зачастую ходил в море на рыбалку, и благодаря ему у нас было столько рыбы…

Погрузили вещи в тележку и налегке отправились пешком в Троицкий. Я первый раз шел по этой лесной дороге, солнце, свежий воздух, дурманящие запахи цветущих трав. Это была сказка. И такой же сказочный выход из леса на взгорок, откуда открывается замечательный вид на Троицкий скит. И все заботы, проблемы молниеносно испаряются.
Нас приехало человек десять, и в первый день мы колотили себе двухэтажные нары для сна: одни - двухместные - для детей, другие - четырехместные - для себя. Эти нары, я думаю, до сих пор стоят на втором этаже деревянного домика, стоящего почти на самом берегу моря, в котором мы жили (на фото).



А на следующий день началась работа. Мне выделили 2-3 студентов, с которыми мы должны были доделывать недостающую часть крыши. Честно признаюсь, в то время я плотник был никудышний, до этого лишь один раз в 1982 году делал крышу над ризницей в монастыре, да и то на мне были в основном организация работ. Естественно, если что и знал и умел, то уже все забыл. Поэтому работа у нас шла довольно медленно, я многого не понимал, что и как. Мы потихоньку разбирали временную крышу и делали нормальную (на фотографии видно, что часть временной крыши уже разобрана).



Но, как бы то ни было, к концу нашего пребывания стропильная конструкция стояла, была набита обрешетка для железа (покрывали железом уже после нашего отъезда, в сентябре).


Вот и я тех времен.


Остальные занимались самыми разными работами. Кто-то прорубал основательно заросшие дороги на Голгофу и на спасалку. Наличие трактора и тележки позволило заняться вывозкой строительного мусора, его вывозили на подсыпку тех же самых дорог, разных болотистых участков.
Большие работы шли на Кеньге. Там был поставлен небольшой домик, надеюсь, он сохранился и до сих пор.





А основные работы шли по изготовлению причала на Кеньге. Причалы на Севере в основном имеют вид мощных деревянных срубов, до верху заваленных крупными валунами. Но все не так просто, как кажется - сделал сруб и набросал валунов. Зачастую причал сооружают так: ровняют дно на том месте, где будет причал, а зимой, когда море замерзает, ставят на льду над этим местом сруб. По весне лед тает, и сруб опускается на заготовленное место. Но было лето. Поэтому сруб ставился сразу на нужное место, но, пока он небольшой, во время приливов всплывает, и надо было его закреплять, чтобы не уплыл. Для прочности, чтобы его не разбили шторма, бревна скреплялись скобами и металлическими штырями-шкворнями. И когда он был уже в основном готов, его надо было быстро завалить валунами, которые брались здесь же, на море.



И, к сожалению, случилось самое страшное. Когда практически все было готово, и сруб был наполовину заполнен, ночью разыгрался сильный шторм. И причал сорвало с места и выбросило на берег. Утром он оказался на суше метрах в пяти от моря, тяжелый, совершенно неразборный и неподъемный. Это был тяжелый удар, но что делать - таков Север. Я думаю, этот несостоявшийся причал до сих пор стоит там, если его не распилили на дрова.
Перекус на берегу.


После этой неудачи были начаты работы по изготовлению временной кровли на церкви. На приведенных выше фотографии видно, что крыши нет, стоит только невысокая шатровая конструкция. Свод церкви был полностью мокрый от влаги, потихоньку разрушался. Поэтому над самим восьмериком церкви была сооружена деревянная конструкция, которая была покрыта старым железом, оставшимся от крыши келейного корпуса. И над церковью был установлен крест (смотри фотографии).







Вид от креста на колокольню.


Вот несколько фото окрестностей Троицкого скита.








Возвращались мы на Большой Соловецкий уже в 20-х числах августа. И возвращались непросто: три дня был сильный ветер, переправиться через Анзерскую Салму было невозможно. Я даже в какой-то момент сбегал на Голгофу, на которой до этого не был (не люблю я ее почему-то, наверное, потому, что не работал там), думал, может это поможет выбраться. И на третий день нас разбудили рано утром, и мы бегом на Кеньгу, пока чуть-чуть стихло. И вот мы уже на причале на Реболде, коллективное фото на память (и не скажешь, что август).



И еще одно коллективное фото - на Анзере.


ПС. Вот нашел: причал на Кеньге столетней давности.


Продолжение следует…

крыши, Анзер, 1995

Previous post Next post
Up