Пятница № 32 (101). На параллельных курсах (Эйн-Карем-1)

Apr 19, 2007 00:40

Разменяв вторую сотню прогулок, тамплиеры направили, наконец, свои взоры, стопы и другие части тела в места не слишком отдаленные, но от этого не менее приятные. Как написал в 1113 году игумен Даниил в своем "Хожении": "От этого монастыря [т.е. от Иверского монастыря Честного Креста] до дома Захарии версты четыре, место это под горой, к западу от Иерусалима".

Об истории, которая произошла в этом доме и с его обитателями, рассказывается в первой главе Евангелия от Луки: "5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из рода Авии, по имени Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. 6 Оба они были праведны перед Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. 7 У них не было детей, ибо Елисавета была бесплодна, и оба были уже в летах преклонных..." Подобно праотцу Аврааму и Саре, Захарии и Елизавете было дано стать родителями в более чем зрелом возрасте, сообщил будущему отцу архангел Гавриил и попросил величать сына Иоанном. Однако Захария не поверил явившемуся к нему Божьему курьеру, за что и был немедленно наказан временной немотой. Посетив Захарию, Гавриил чтобы не ходить два раза не остановился на достигнутом и отправился в Назарет, передать еще одну благую весть - Марие, жене Иосифа и - по счастливому стечению обстоятельств - родственнице Елизаветы.

Узнав от Гавриила, что Елизавета на шестом месяце беременности, Мария немедленно собралась проведать родственницу. Путь ее лежал в "в нагорную страну, в город Иудин" Более точных указаний в Евангелии нет, но начиная с 4 века н.э. место это идентифицировали в нынешнем Эйн-Кареме - Св. Иероним, византийские авторы. В переводах Евангелия от Луки на арабский и коптский языки, сделанных в 10 веке, переводчики уверенно употребили вместо расплывчатого "город Иудин" топоним Эйн-Карем. Именно здесь, в доме Захарии, как повествует Евангелие, и произошла встреча Марии и Елизаветы, а следовательно и первая встреча Иоанна и Иисуса: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, 42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женщинами, и благословен плод чрева Твоего! 43 И откуда это мне, что пришла Мать Господа моего ко мне? 44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. 45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.



Дом Захарии, как и весь Эйн-Карем, был, скорее всего, разрушен римлянами во время Великого Восстания, одновременно с разрушением Иерусалима в 70 г. н.э. На место еврейских жителей пришли римляне и самаритяне. Поселок стал называться Ойрине - по названию соседней горы Ора. Во втором веке н.э. на месте дома Захарии был построен римский храм. Можно сколько угодно иронизировать над параллелями в жизнеописаниях Иоанна и Иисуса, но вот то, что римский храм в Ойрине был посвящен Венере, также, как и римский храм, стоявший на месте Храма Гроба Господня - это факт, подтвержденный археологическими находками. Найденная в Эйн-Кареме статуя Венеры находится в музее Рокфеллера. В четвертом веке храм Венеры стал церковью, но в 6 веке, во время восстания самаритян, церковь разрушили, а священнослужителей убили.



После подавления восстания церковь была отстроена заново.



На мозаичном полу, найденном при раскопках в 1885 году, можно прочесть по-гречески: "Радуйтесь Божии мученики".


Радоваться пришлось недолго - в 614 году церковь снова разрушили персы и не только

Могилы самих мучеников-монахов были найдены в 1102 году крестоносцами. Во время визита игумена Даниила (1113 г.) церковь уже действовала: "При входе в церковь на левой стороне, под малым алтарем, находится небольшая пещерка, в этой пещерке и родился Иоанн Предтеча. Место это ограждено каменной стеной."





О том, почему Елизавета из всех комнат своего дома выбрала для родов именно пещеру, можно только строить догадки. Поскольку произошло это примерно за полгода до рождения другого младенца, в другой пещере, то можно смело утверждать, что Иоанн родился в начале лета - довольно жаркая пора. В отсутствие кондиционеров жители Иудейских гор вполне могли спускаться днем в прохладные пещеры, под домом. (Такие пещеры можно видеть, например, в Сусии)

После изгнания крестоносцев, арабы превратили церковь в хан - постоялый двор с конюшней внутри церкви, как случилось и в монастыре в Абу-Гоше. В 1621 году место купили францисканцы, но разрешение на строительство выхлопотал для них только в 1674 году маркиз de Nointel INSIDE, французский посол в Стамбуле. В девятнадцатом веке и сама церковь, и монастырь вокруг нее были перестроены. Значительную часть денег пожертвовала испанская королевская семья, что сказалось на внутреннем убранстве церкви - толедские изразцы, копии картин знаменитых испанских художников.



Во дворе монастыря на разных языках (не так много, конечно, как в монастыре Pater Noster, но тоже немало) написано пророчество Захарии, которое он произнес над сыном, когда снова обрел дар речи (Лука 1, 67-80)



Итак, все упомянутые Лукой события происходят в доме Захарии, на месте которого стоит сейчас монастырь францисканцев. Но свято место пусто не бывает и прирастает традициями. Вот что рассказывает игумен Даниил: "Оттуда с полверсты через горное ущелье прибежала к горе Елизавета и сказала: "Гора, прими мать с чадом". И тотчас же расступилась гора и приняла Елизавету. Слуги же царя Ирода, которые гнались следом за Елизаветой, пришли к этому месту, ничего не нашли и возвратились утомленными. Место это, обозначенное камнем, сохранилось и до нынешнего дня. Над этим местом ныне устроена небольшая церковь, под ней есть небольшая пещера, и рядом другая церквушка, перед этой пещеркой приделана. Из этой пещеры вытекает очень вкусная вода, ее пила Елизавета с Иоанном, когда жила в этой горе до смерти Ирода, и ангел охранял ее"

Откуда и почему бежала Елизавета становится ясно, когда видишь панно на фасаде Церкви Встречи: Святое Семейство по дороге в Египет (UPD: Никакое это не бегство, а совсем даже Мария, которая едет из Назорета в Эйн-Карем, где ее уже ждет Елизавета. Хоть бы один человек, из десятков прочитавших этот пост за последние три года с лишним года, поправил! Стыдно Простите, дорогие читатели!). Об этой истории повествует вторая глава Евангелия от Матфея: вот, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Мать Его и беги в Египет, и будь там, пока не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. 14 Он встал, взял Младенца и Мать Его ночью и пошел в Египет, 15 и там был до смерти Ирода, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. 16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.



Параллелизм в биографиях Иоанна и Иисуса требует сходного сюжета с чудесным избавлением от избиения не только для самого Спасителя, но и для Предтечи Его. Хотя Матвей, рассказывая о бегстве, ни словом не упоминает про Иоанна и Елизавету, мы знаем, что Елизавета и Мария - родственницы. Вероятно Елизавета, подобно Марии, пришла для участия в переписи населения в Вифлеем, по месту прописки. Поскольку идти ей было гораздо ближе, она, вероятно, пришла раньше и, возможно, даже успела зарегистрироваться. Так или нет, но ей с полугодовалым сыном угрожала самая непосредственная опасность в Вифлееме. Конечно, Мария предупредила бы свою родственницу, даже уезжая посреди ночи на Синай. Елизавета не могла пойти домой - именно там их с сыном и стали бы искать. Вероятно, она укрылась неподалеку от дома, с тем чтобы Захария мог снабжать ее и Иоанна едой. Воды же, как пишет Даниил, было достаточно и в самой пещере, где прятались Елизавета с Иоанном . Поэтому в церкви Встречи вам первым делом покажут колодец, стоящий над водосборником иродианского времени. Рядом с колодцем - крышка люка камень, за которым пряталась от римских солдат радистка Кэт Елизавета с Иоанном.



Участок этот был куплен францисканцами в 1679 году. Почему же, все таки, церковь, стоящая здесь, называется церковью Встречи, а не Укрытия в Пещере? Разве не в доме Захарии произошло свидание Марии с Елизаветой? Так говорит Лука. Но существует и устная традиция, согласно которой Мария встретила родственницу у источника, куда Елизавета пошла за водой. Источник, в свою очередь, отождествляют с колодцем. На стенах монастырского двора таблички на разных языках с текстом благословения Елизаветой её родственницы Марии



В течении двадцати лет (1938-1958) известный архитектор ордена францисканцев Антонио Барлуцци перестраивал церковь, которой добавили второй этаж (Update: подробности перестройки от yozhik_). Настенные росписи здесь посвящены женщинам Ветхого и Нового Заветов:



а прекрасный потолок украшен плодами виноградной лозы



А в саду стоит сам Захария



онемевший от возмущения наглым враньем бойких чичероне, которые в Эйн-Кареме на каждом шагу. Вот этот, например, утверждает, что совсем не колодец в Церкви Встречи является настоящим источником Марии. А настоящий источник, мол, находится на полпути между домом Захарии и пещерой Елизаветы, прямо за его чичеронской спиной, под мечетью. На площади, носящей имя мамы барона Ротшильда.



Впрочем, об этом на следующей прогулке в Эйн-Карем. А пока смотрите фотографии Бени: http://users.livejournal.com/_bees_/36213.html

П.С. за фотографии, использованные в отчете огромное спасибо Нине! (замечательной anno_nin)

П.П.С. отчеты о сотне других наших пятничных прогулок в жжурнале у Михаил Львовича Короля (m_k)

тяпницы

Previous post Next post
Up