А. Н. Толстой "Хождение по мукам" Книга третья «Хмурое» утро»

Dec 13, 2018 13:54



Логическое завершение книги оказалось не совсем логическим. Пока слушала третью часть «Хождения по мукам» все задавалась вопросом: - Зачем вообще нужно было писать третью книгу?» - Чтобы получить Сталинскую премию, да? Зачем на протяжении 400 с лишним страниц описывать фронты Красной и Белой армии, гонять по городам и весям главных героев и слить всю истории в слезливый хепиэнд? - Не верю! : кричал во мне мой внутренний Станиславский.
Настолько шит белыми нитками этот «новый» Вадим Рощин, переметнувшийся к красным, настолько «ходульная» Катя, узревшая «истинный» смысл жизни - в работе учительницей в глухом поселке, что было дикое желание, плюнуть на все и выключить аудиокнигу. Спасала только линия Даши и Ивана Телегина. Хотя и там было от чего содрогнуться.
Особенно пафосный конец, где Дарья обращаясь Катерине выдает монолог :
«- Катя, гляди же на него… Ты замечаешь, как он переменился? В Петербурге у него в лице было что-то недоделанное… У него и глаза другие… Прости, Иван, но когда мы ехали в Самару на пароходе - у тебя были светло-голубые глаза, даже глуповатые, и меня это даже смущало… Теперь - как сталь…»
Чем она восхищается? Тем, что муж был вынужден рубить на право и на лево беляков? Тем что в этой рубке «закалился»? Тем, что стал несгибаемым революционером? Хотя, он таким не стал, не убил же он Рощина, а ведь мог и не единожды.

Пока слушала, все время пыталась прикинуть, на что способны две хорошенькие барышни, выросшие в тепле и комфорте, получившие неплохое образование, но ни дня не работающие, в экстремальных ситуациях? Если Даша, изначально, мечтала о каком-то своем особом предназначении, лезла в самую гущу событий, не желала оставаться в стороне и поэтому она пережила все ужасы гражданской войны, и могла бы как-то найти свое место (не надолго, правда, до начала сталинских репрессий) в новом обществе. То, Катерина (вместе со своим мужем), однозначно - нет. Мое личное мнение, они должны были эмигрировать. В тот момент, когда Рощин, полностью разочаровался в Добровольческом движении, единственной ниточкой, не позволившей, пустить пулю в лоб, была Катя. По-моему, ему следовало бы разыскать Катю и махнуть в Крым, а оттуда, уже на все четыре стороны. В конечном итоге, вижу Катю в парижском модельном доме (не решила еще в виде кого - манекенщицы или белошвейки).

Совершенно тяжеловесным и непроработанным, смотрелся кусок романа, посвященный анархистам. Вся эта разудалая сеча в Екатеринославских и Донских степях, смачное описание Махновских приключений, сильно напоминала мне опереточную «Свадьбу в Малиновке». Трагедия превратилась в фарс.

Противно было слушать, какой образ интеллигенции выводит в этой части автор. Деятели умственного труда выедены трутнями и эгоистами, скучающими по «хрусту французской булки». Получили свое и кулаки. Все слушала про этих «мироедов» и вспоминала рассказы бабушек, заставших еще крестьянские хозяйства до периода коллективизации, и так горько было. По Толстому выходило, что должны были крестьяне подчистую сдавать хлеб, вплоть до семенных запасов. А дальше то как? Умирать с голоду? Новый хлеб как сеять? Вот и выходило, что только те, кто смог утаит зерно и смог, в дальнейшем прокормить и себя и других.

Положительная сторона, знакомства с последней книгой этой трилогии в том, что здесь дан ответ, почему же несмотря на то, что в начале гражданской войны успех был за Белой армией, в конечном счете, победа досталась большевикам. А альтернативы не было другой! Белое движение активно начало сотрудничать с интервентами (да и слишком разнородное оно было), разные коалиции анархического толка, вообще не собирались что-либо менять (их устраивала раздробленность империи). Народ, так или иначе, был вынужден встать под красные флаги, ибо только у большевиков была внятная программа на будущее всей страны.

Книга первая тут
Книга вторая тут

книги

Previous post Next post
Up