В представлении этот особняк
Саввы Тимофеевича Морозова и
его жены не нуждается (впрочем, кто хочет, может ознакомиться с
ликбезом), он уверенно лидирует в списке закрытых особняков Москвы, поскольку еще с 1929 года принадлежит Министерству иностранных дел (сейчас он функционирует как Дом приёмов МИД). С ним может сравниться разве что особняк другого Морозова - Арсения, тоже Дом приёмов, только уже Правительства РФ (туда попасть вообще нереально). Это знаменитое творение
Шехтеля я мечтала снять несколько лет, и наконец этим летом мне это удалось (благодаря проекту
"Выход в город", действующего в рамках программы
Департамента культурного наследия Правительства Москвы).
Показывать съемку начну с интерьеров, с холла первого этажа. В середине 1990-х годов в доме был сильный пожар, поэтому меня особенно интересовало, какие элементы в особняке подлинные, а какие - нет. Как оказалось, подлинного очень много до сих пор (и даже якобы сохранились со времен Морозова два мебельных предмета), несмотря на то, что перекрытия в доме и интерьер деревянные. Пожарные по приезду были вынуждены разбить почти все стекла, однако главный витраж не был сильно поврежден, а только закоптился и чуть оплавился. И даже лампа, созданная по эскизу Шехтеля, не лопнула (хотя пошла трещина). Живопись настенную отреставрировали... Расплавился почти целиком только один из рыцарей (а второй остался цел!). Заменили одну дверь, ну и деревянный холл подлатали (но металлические фигуры мифических животных и скульптура Врубеля на лестнице уцелели).
Солнце светило в глаза, когда мы вошли, поэтому кадр против света
(т.е. фото просто для ясности, что видишь в первую очередь):
Сама входная дверь выглядит изнутри вот так:
В прихожей красивые часики, на втором ярусе - балкончик,
с которого Савва Тимофеевич любил приветствовать своих гостей.
Крупнее (жмите на превьюшки):
Потолок (фишаем иногда даже готику снимать можно):
Люстра в прихожей
(как я понимаю, все светильники подлинные, хотя конкретно этот выглядит новоделом,
в любом случае, если утраты были, то все восстановлено по чертежам Шехтеля из МУАРа):
Парадная лестница
(Шехтель любил населять здания разными интересными существами):
Почему были выбраны именно драконообразная собака (?) и змея, не знаю
(слушать экскурсовода у меня, как обычно, времени не было).
Впрочем, сомневаюсь, что экскурсовод об этом рассказывал.
Деталь:
Быть может, вы знаете, почему Шехтель выбрал этих существ?
По идее, все в доме должно быть взаимосвязано...
Вид из холла на прихожую:
Геральдическая лилия изящной ковки и корона.
Кстати, о геральдике.
Морозовы, как текстильные "короли", придумали свой герб.
Сам Савва Тимофеевич владел хлопковыми плантациями в Туркестане,
текстильное дело изучал в Манчестере, знал все станки до винтика.
Поэтому здесь повсюду гербы (корона, грифон и хлопковые коробочки).
Общий вид холла:
В холле стоят два рыцаря, которых Савва Тимофеевич привез из Франции со Всемирной выставки.
Во время пожара 1995 года левый рыцарь почти полностью расплавился.
Второй рыцарь, соответственно, подлинный.
Продолжение следует...