Начало см.
здесь.
Пожалуй, дальше покажу продолжение лестницы, т.е. лестницу на второй этаж. Именно там находится знаменитая скульптура, отлитая по эскизу Врубеля, и витраж "Приезд рыцаря".
Если пройти между рыцарями, попадешь в "сердце" особняка.
По крайней мере, у меня были именно такие ощущения.
Лестницу, ведущую на второй этаж, украшает скульптурная группа, отлитая Вишневским в 1898 году по гипсовой форме работы Врубеля. Династия Вишневских владела бронзово-литейным заводом, на котором, в частности, были отлиты памятники Гоголю и Пирогову.
Композиция скульптурной группы - это сцена из некогда популярной оперы
"Роберт-Дьявол" (впрочем, постановки этой оперы идут в разных странах до сих пор). Роберт приходит в заброшенный монастырь, на кладбище, и призраки монахинь пытаются его соблазнить... По мнению искусствоведов, Роберт - это автопортрет Врубеля, а одна из монахинь несет портретные черты
Надежды Забелы-Врубель. Кроме того, в неистовых пластичных фигурах Врубель отдал дань таланту Айседоре Дункан и ее свободному танцу. В Третьяковской галерее хранится первоначальная скульптура из гипса (советую почитать
статью о том, как ее реставрировали) и отлитый в 1996 году
повтор в бронзе. Я специально ходила недавно на него посмотреть, но оказалось, что в данный момент эта бронза не демонстрируется (хотя заявлена в постоянной экспозиции). Скорее всего, она в запасниках, очень жаль. В этом закрытом особняке и так достаточно шедевров, которые практически недоступны россиянам, так еще и в Третьяковке нельзя полюбоваться копиями (в
Омском музее изобразительных искусств несколько лет назад, причем с трудом,
появилась копия, но до Омска далеко). Хотя вообще-то логично сделать наоборот: копии поместить в Дом приёмов, а оригиналы - в государственный музей. Но у нас в стране с логикой вечные проблемы...
Не знаю почему, но Забела мне чудится в женской фигуре по левую руку от Роберта.
Хотя, если это аббатиса Елена, тогда скорее это прообраз "буйной" Айседоры Дункан...
А Забела тогда в надкатном фото (ракурс похож на тот, что в картине "Царевна-лебедь").
В общем, надо будет поспрашивать специалистов.
А мыши летучие какие!
Как бы хотелось подольше порассматривать этот мистический хоровод...
Это ведь еще и светильник. Свет исходит из деревянной "монастырской часовни".
Но это еще не всё. У скульптуры ведь и постамент примечательный.
Конечно, все произведения, созданные специально для какого-либо места, лучше всего смотрятся именно там.
Но из-за своей "центробежной" композиции скульптура "Роберт и монахини" как бы замкнута на самой себе.
И даже стоя отдельно в пустом помещении выглядит, мне кажется, прекрасно.
Напротив скульптуры - главный витраж "Приезд рыцаря" ("Встреча рыцаря-победителя").
Похожий витраж, кстати, Врубель делал для
дома Перцова,
еще одного "закрытого особняка" (который тоже, по-моему, принадлежит МИДу).
Отважный рыцарь возвращается домой после победы, его встречают прекрасные дамы.
И здесь портретные черты: средняя дама отдаленно напоминает Зинаиду Григорьевну Зимину-Морозову.
Поднимемся по лестнице.
Лестницу освещает еще один прекрасный светильник.
Чтобы сменить в нем лампочку, нужны два человека.
Один идет на чердак и опускает светильник на тросе, держит его,
пока электрик открывает дверцу и меняет лампочку.
Какой вот маленький секрет :)
Ну, на этом пока всё. Остальное выложу, когда приеду из Италии...
Если не выложу, попинайте меня :)