Есть в нашем монашестве, при всей моей любви к нему беспредельной, одна очень неприятная вещь - личностная зависимость. И вот такая ситуация: приходит к досточтимой игумении Феофиле (и не только к ней) правящий архиерей или просто церковное лицо выше саном и велит дать ответ на комментарии к Проекту в "нужном" стиле. Или - подписать от своего имени уже кем-то составленное письмо. И что делать человеку в таком случае? А ведь в монастырях, увы, подобные вещи - не так уж редки:-(. Варианты - отказаться, приняв возможные (и вероятные) негативные последствия "ослушания" (из коих может быть снятие сана или вообще могут из монастыря "попросить"), или подчиниться - оказать послушание. Ведь как часто мы становимся перед выбором - оказать послушание Богу, или же человеку. И далеко не всегда это одно и тоже - в церковной среде в том числе. Подневольность полная пораждает массу компромиссов с совестью. И это - на мой взгляд - очень существенная угроза спасению души в современных условиях, а в монастырях (как и в армии, как и во всех сообществах,
( ... )
"некоторые искренне верят, что кнут - это хорошо."natasha_vaJuly 22 2012, 11:31:03 UTC
Предполагаю, что это те, кто имеют возможность и полномочия его использовать...И те, кто считает, что послушание должно осуществляться именно таким образом. А между тем мало кто хочет "пить поругание как воду", гораздо больше желающих ею напоить:-) А ведь кнут Святые Отцы использовали с рассуждением, и притом это делалось уже достигшими блаженного бесстрастия - то есть исключительно для пользы души конкретного пасомого, душу которого они видели Духом Божиим и действовали по Его внушению, а не по страстям или для какой-то сугубо человеческой выгоды...А не взращивалили и лелеяли живущие страсти, действуя по своей падшей приороде...Принципиальная разница в том, что Отцы стремились подчинить души Богу, а не себе! Для них послушание было средством, а не целью. Они пеклись о душах пасомых, ибо прежде всего пеклись о своей душе. И в их жизни и мыслях не было никаких мирских или страстных расчетов и соображений...Потому и достигли они успехов в духовной жизни, и те, кто спасался под их руководством.
Мне вообще любопытно - как люди спорят с комментаторами, позволившими себе критику некоторы положений Проекта...С кем они по сути спорят? Кому противопоставляют свое мнение? Ведь - Святым Отцам!! Ибо критики в свои аргументах только на них и ссылаются! Или уже мы лучше всех Отцов знаем, "как нам реорганизовать рабкрин?":-) Или тут тоже будут вешать лапшу на уши про "свой особый путь"? И тут мы как-то "впереди планеты всей" оказываемся!
странная какая-то логика получается...проводится демаркационная линия между теми кто в руководстве и всеми прочими, простыми (просто монахами и мирянами болеющими\ратующими за чистоту родного православия)...ну,никак тут не могут быть Святые отцы в качестве разделительных столбов на этом поле, потому что на них ссылаются как те, так и другие в своих аргументах...экслюзивного права на истину нет ни у тех кто pro, ни у тех кто contra...получается, что рукводство у РПЦ сплошь плохое (там даже пары человек не нашлось, по версии правдолюбцев, кто бы возвысил свой голос)...не от Бога ли всякая власть? а тем более в Церкви?...
Когда существует общее неприятие документа, такая реакция начальства не может не вызвать недоумения. Получается, фельдфебель в ногу, а вся рота не в ногу?..
А Вы с армейским Уставом знакомы? Там обычно- и как правило и как должно- приказы командира не обсуждаются и начальники не выбираются, и шагать, по присяге, обязаны так как фельдфебель,а не так как сами решат...
Здесь я могу сослаться на Патриарха, который заявлял, что существует проблема малого притока молодых послушников в монастыри в последнее время. Так вот такими документами их точно не привлечешь. И такими ответами на разумную критику. Попробовали бы также ответить критикам документа о церковно-славянском языке... Я даже не знаю, что бы началось. Не раскол конечно, но...
Comments 45
Reply
Reply
А ведь кнут Святые Отцы использовали с рассуждением, и притом это делалось уже достигшими блаженного бесстрастия - то есть исключительно для пользы души конкретного пасомого, душу которого они видели Духом Божиим и действовали по Его внушению, а не по страстям или для какой-то сугубо человеческой выгоды...А не взращивалили и лелеяли живущие страсти, действуя по своей падшей приороде...Принципиальная разница в том, что Отцы стремились подчинить души Богу, а не себе! Для них послушание было средством, а не целью. Они пеклись о душах пасомых, ибо прежде всего пеклись о своей душе. И в их жизни и мыслях не было никаких мирских или страстных расчетов и соображений...Потому и достигли они успехов в духовной жизни, и те, кто спасался под их руководством.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment