Есть в нашем монашестве, при всей моей любви к нему беспредельной, одна очень неприятная вещь - личностная зависимость. И вот такая ситуация: приходит к досточтимой игумении Феофиле (и не только к ней) правящий архиерей или просто церковное лицо выше саном и велит дать ответ на комментарии к Проекту в "нужном" стиле. Или - подписать от своего имени уже кем-то составленное письмо. И что делать человеку в таком случае? А ведь в монастырях, увы, подобные вещи - не так уж редки:-(. Варианты - отказаться, приняв возможные (и вероятные) негативные последствия "ослушания" (из коих может быть снятие сана или вообще могут из монастыря "попросить"), или подчиниться - оказать послушание. Ведь как часто мы становимся перед выбором - оказать послушание Богу, или же человеку. И далеко не всегда это одно и тоже - в церковной среде в том числе. Подневольность полная пораждает массу компромиссов с совестью. И это - на мой взгляд - очень существенная угроза спасению души в современных условиях, а в монастырях (как и в армии, как и во всех сообществах,
( ... )
"некоторые искренне верят, что кнут - это хорошо."natasha_vaJuly 22 2012, 11:31:03 UTC
Предполагаю, что это те, кто имеют возможность и полномочия его использовать...И те, кто считает, что послушание должно осуществляться именно таким образом. А между тем мало кто хочет "пить поругание как воду", гораздо больше желающих ею напоить:-) А ведь кнут Святые Отцы использовали с рассуждением, и притом это делалось уже достигшими блаженного бесстрастия - то есть исключительно для пользы души конкретного пасомого, душу которого они видели Духом Божиим и действовали по Его внушению, а не по страстям или для какой-то сугубо человеческой выгоды...А не взращивалили и лелеяли живущие страсти, действуя по своей падшей приороде...Принципиальная разница в том, что Отцы стремились подчинить души Богу, а не себе! Для них послушание было средством, а не целью. Они пеклись о душах пасомых, ибо прежде всего пеклись о своей душе. И в их жизни и мыслях не было никаких мирских или страстных расчетов и соображений...Потому и достигли они успехов в духовной жизни, и те, кто спасался под их руководством.
Re: "некоторые искренне верят, что кнут - это хорошо."natasha_vaJuly 22 2012, 12:45:13 UTC
Так ведь Дорофеи чаще всего появляются в обителях авв Серид:-) А Дисофеи - у авв Дорофеев:-)Куда послушников набирали не только исходя из их умений перепалывать грядки:-)
Re: "некоторые искренне верят, что кнут - это хорошо."virnistJuly 22 2012, 19:56:32 UTC
Вся беда в подмене понятий: послушанием стало называться повиновение: отечество полдменено авторитарностью. Не знаю, как с этим обстоит в самих монастырях, но вот в отношении епископ-священник это проявляется слишком уж явно. Думаю, что настоятелям монастырей также может доставаться немало от такого рода архиерейских "послушаний".
Главное - не пользоваться этой зависимостью от тебя другого лица в хвост и в гриву:-) Вообще же наша задача - всех нас - монахов и мирян - нивелировать этот человеческий фактор (который, увы, пока мы не облагодатствованы Духом Святым) является проявлением нашей падшей природы - что вылезает частенько в ситцуациях критических или же когда человек получает власть...И сверять наше человеческое с духом Евангелия. Если подойдем к этому серьезно - найдем в нашем человеческом много уродского. Господь говорит нам отвергнуться себя. Потом - взять кререст сввой. Потом - идти по Нему. Если не отвергнуться себя - крест не возьмешь. А без креста - нет последования Ему настоящего.
Reply
Reply
А ведь кнут Святые Отцы использовали с рассуждением, и притом это делалось уже достигшими блаженного бесстрастия - то есть исключительно для пользы души конкретного пасомого, душу которого они видели Духом Божиим и действовали по Его внушению, а не по страстям или для какой-то сугубо человеческой выгоды...А не взращивалили и лелеяли живущие страсти, действуя по своей падшей приороде...Принципиальная разница в том, что Отцы стремились подчинить души Богу, а не себе! Для них послушание было средством, а не целью. Они пеклись о душах пасомых, ибо прежде всего пеклись о своей душе. И в их жизни и мыслях не было никаких мирских или страстных расчетов и соображений...Потому и достигли они успехов в духовной жизни, и те, кто спасался под их руководством.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Вообще же наша задача - всех нас - монахов и мирян - нивелировать этот человеческий фактор (который, увы, пока мы не облагодатствованы Духом Святым) является проявлением нашей падшей природы - что вылезает частенько в ситцуациях критических или же когда человек получает власть...И сверять наше человеческое с духом Евангелия. Если подойдем к этому серьезно - найдем в нашем человеческом много уродского. Господь говорит нам отвергнуться себя. Потом - взять кререст сввой. Потом - идти по Нему. Если не отвергнуться себя - крест не возьмешь. А без креста - нет последования Ему настоящего.
Reply
Reply
Leave a comment