В мире не так много заводов, на которых создают карьерные самосвалы, крупных производителей так вообще можно пересчитать по пальцам одной руки. Тем приятнее осознавать, что один из таких гигантов машиностроения находится в нашей стране, при этом он не просто создает технику, конкурентоспособную на мировых рынках, но и сумел построить самый большой в мире карьерный самосвал, внесенный в книгу рекордов Гиннесса.
Завод БелАЗ находится в небольшом городке Жодино, в 50 километрах от Минска:
Раз в год на День машиностроителя предприятие открывает свои ворота для всех желающих, пройтись по цехам завода можно абсолютно бесплатно:
В этом году праздник выпал на 23 сентября, в 10 утра у памятника БелАЗу собралось руководство завода, чтобы наградить ударников труда:
Дипломы вручал лично Александр Пархомчик - генеральный директор ОАО "БелАЗ":
А через час после вручения дипломов ворота предприятия открыли для посетителей, первыми внутрь рванули дети:
У входа встречал самый большой в мире карьерный самосвал - БелАЗ 75710, грузоподъемностью 450 тонн:
Этот колосс размером с трехэтажный дом приводится в движения двумя двигателями объемом 65 литров и мощностью 2330 лошадиных сил КАЖДЫЙ. При максимальной загрузке расход топлива может достигать 60 литров на километр:
Шины гиганта - настоящее чудо инженерной мысли, их диаметр 4 метра, вес около 5 тонн, на данный момент резину такого размера производят только два завода в мире - Michelin и Bridgestone. Каждая покрышка стоит $80 тысяч, при этом колес у самосвала восемь, так что полный комплект шин обойдется владельцу в $640 тысяч:
Это задница другого самосвала - поменьше, модель 75602 берет на борт всего 360 тонн. Примечательно, что электродвигатели, которые непосредственно приводят машину в движение, расположены в осях межу колесами:
Залез гиганту под брюхо - паутина проводов и шлангов гидравлики впечатляет:
Между двумя крупнейшими самосвалами, выпускаемыми заводом, поставили и самую маленькую модель линейки - 30-тонный БелАЗ 7540B, рядом с колоссами он смотрелся как игрушечный:
Самые крупные машины делают на заводе вручную, а технику поменьше собирают по-старинке на конвейере:
Несмотря на то, что в качестве топлива используется дизель, БелАЗ по сути является электромобилем, а еще точнее ТЭС на колесах. Двигатели внутреннего сгорания не приводят самосвал в движение напрямую:
Они питают генераторы:
Которые в свою очередь отдают энергию электродвигателям, установленным в полуосях БелАЗ-ов:
Оборудование навешивают на автомобили на завершающем этапе, а пока что идем в начало сборочного цеха:
Здесь пока что стоят голые рамы, на каждой висит лист А4 с информацией о заказчике. География поставок обширная - от ОАЭ до России и Узбекистана:
Покрасочный цех, здесь детали приобретают фирменный желтый цвет:
Начало конвейера:
Кабины привозят в сборочный цех в уже собранном виде, интересно что их размеры практически не зависят от размера самой машины. Кабина для 450-тонного самосвала и для 45-тонного будет примерно одинаковая:
На каждом стенде навешивается свое оборудование. Интересный пример жаргона машиностроителей - оперение самосвала к авиации никакого отношения не имеет, так здесь называют детали, закрывающие моторный отсек:
Масляные шланги и фильтры:
Воздушные фильтры:
По всем цехам развешены лозунги, призванные мотивировать работников на усердный и добросовестный труд:
Напутствие от президента:
Оборудование, устанавливаемое на самосвалы, в основном импортное, много комплектующих идет из России:
Рама с установленной передней площадкой под кабину:
А вот уже почти готовый образец - с кабиной, радиатором, поручнями и лестницами:
Взгляд на конвейер в обратную сторону:
Продукция БелАЗа настолько габаритная, что доставить ее заказчику в собранном виде невозможно, поэтому сборка на заводе предварительная. После конвейера машины обкатывают, проверяют, разбирают и отправляют в точку назначения в виде запчастей, которые уже на месте собираются снова. Этот тягач-буксировщик после обкатки в разобранном виде проделает путь аж до самого Норильска:
Здесь конвейер заканчивается, в разные стороны расходятся коридоры, ведущие в другие цеха, закрытые для посещения:
Блок управления крышной вентиляцией:
Без нее долго находится в цеху было бы невыносимо - едкие запахи краски, сварки и технических жидкостей бьют в нос и с непривычки вызывают легкое недомогание:
Вид снаружи сборочного цеха, здесь вдоль стен выставили практически всю линейку производимой БелАЗ-ом продукции:
Крупнейшая модель заметно отличается от своих предшественников, из-за большой массы и беспрецедентных размеров, конструкцию пришлось полностью переработать. Инженеры отказались от V-образного кузова, а раму сделали сочлененной, так что у гиганта поворачиваются как передние, так и задние колеса, благодаря этому диаметр разворота снижен до 20 метров:
Здесь видна кабина 450-тонника, прямо за ней находится так называемый "шкаф управления" - это бортовой суперкомпьютер, который управляет всеми системами самосвала, в том числе распределяет нагрузку между четырьмя электродвигателями, синхронизирует обороты ДВС и контролирует напряжение, выдаваемое генераторами. Водителю остается только нажимать на газ и крутить баранку:
240-тонный БелАЗ старой конструкции с V-образным кузовом:
Публику параллельно развлекали самодеятельностью со сцены, но, как и всегда на подобных мероприятиях, никакого интереса программа не представляла:
Лица отдыхающих на дне открытых дверей:
Очень многие приходили с детьми:
Но лазить по технике, увы, не разрешали, дети были запретами крайне недовольны и массово их саботировали:
Слева от сборочного корпуса находится корпус отделки и сдачи карьерных самосвалов, здесь машины готовят к сдаче заказчику:
Внутри стоят полностью готовые к ходовым испытаниям экземпляры:
Выезжают они из цеха своим ходом вот через эти ворота, здесь вполне бы мог поместиться реактивный самолет средних размеров:
Короткой перебежкой перемещаюсь в следующий цех, по пути замечаю склад открытого хранения, здесь, судя по всему, лежат полуоси самосвалов:
Это цех лазерной резки и штамповки, здесь из листов металла изготавливают детали для грузовиков:
Старые советские штамповочные прессы соседствуют с современными лазерными резаками:
Двигатели внутреннего сгорания:
Рамы будущих самосвалов на конвейере:
Вот и почти готовый самосвал, это 60-тонник - совсем малютка по сравнению с 450-тонным рекордсменом:
Это был последний цех, посещенный мной на БелАЗе, осмотр завода окончен:
Не меньше, чем машины поразили цены белазовского общепита. В один из прицепов выстроилась длинная очередь:
Подошел посмотреть чем вызван ажиотаж, оказалось - пирожками с повидлом и капустой по 16 копеек (≈5 RUR, ≈$0,08) и беляшами по 44 копейки (≈13 RUR, ≈$0,22):
Позже проверил - точно такие же пирожки на минском ЖД вокзале стоили ровно в 6 раз дороже. В общем, от посещения завода остались только положительные впечатления:
В один день с БелАЗ-ом свои ворота открыл для всех желающих и
КЗТШ - Кузнечный завод тяжелых штамповок, однако на его посещение в этом году банально не хватило времени. Будет стимул вернуться в Жодино в следующем сентябре ;)
Другие репортажи
01.
Город в городе. Репортаж с Минского тракторного завода02.
Осторожно, за штурвалом дети! Рассказ о Детской железной дороге03.
Убийца троллейбусов. Репортаж из минского электробуса04.
Минские трамваи: на лицо прекрасные страшные внутри05.
Таких берут в космонавты! Встреча с Олегом Новицким на праздновании дня ВВС06.
Один день из жизни минского аэроклуба. Репортаж с высоты 3000 метров07.
Самолеты, вертолеты, дроны, автожиры. Под Минском завершился фестиваль Пронебо 201708.
Встреча в Нормандском формате09.
100 лет белорусской милиции10.
Минск расплавился. Репортаж с городского пляжа11.
В Минске произошел большой пожар на складе вторсырья12.
Как Минск отпраздновал 9 мая. Фоторепортаж из гущи событий13.
Утренний эксклюзив из центра Минска14.
Минск, которого больше нет. Снесли НВЦ "БелЭкспо"15.
Варламов и Кац в Минске Подписаться на обновления