Андреев о бороде

Oct 22, 2012 20:45


Представления о расколе уже в середине XIX века были крайне неоднородными. Более того, если не затрагивались интересы "господствующей церкви", то вполне можно было проводить даже исследования этого социального феномена и высказывать точки зрения, отличные от официальных.

Примером того служит книга В.В, Андреева "Раскол и его значение в русской народной истории" (Санкт-Петербург, 1870). Автор рассматривает преимущественно не духовную, но социальную сторону раскола. При этом он не только не персонифицирует "раскол" в виде отдельной социальной группы", но, вслед за Афанасием Щаповым, показывает раскол как движение народных масс, при этом движение обоюдное - имеющее как центробежные составляющие, так и центростремительные.

Интересными кажутся  рассуждения Андреева и по поводу традиции запрета брадобрития.




По мысли Андреева, это связано с тем, что распространенная болезнь средневековья - проказа - не проявляет себя на участках тела, покрытых растительностью.

Таким образом, русское население средней полосы России, живущее на территориях преимущественно низменных, с высокой влажность, часто заболоченных, испокон веков использовало бороду как своеобразное гигиеническое ограждение от инфекции. Сложно оценить справедливость этой мысли, но то, что рассуждение Андреева о том, что не одним только духовным началом объясняется сопротивление русского народа петровским указам о брадобритии, не лишено смысла - совершенно точно.

История раскола, Старообрядчество

Previous post Next post
Up