Было напечатано под названием "Неоконфуцианская проблематика свободного выбора" (сборник тезисов X-XI конференций по философиям восточно-азиатского региона, 2006).
Очень трудно или даже невозможно представить себе общество, которому была бы совершенно чужда идея свободы. На первый взгляд, таким может показаться китайское общество, которому
(
Read more... )
Comments 7
Для меня вот что прозвучало универсалией: для того, чтобы появилось место для свободы, необходимо различие, несводимость друг к другу двух природ - высшей и субстанциальной в Вашем изложении (хотя я не совсем понял, почему низшая природа называется "субстанциальной" - в смысле материи?). Человек свободен, если есть разрыв между тем, что ему задано, и тем, что он есть.
Reply
Да, именно так. Здесь ещё важно, что для неоконфуцианцев все люди обладают Одной и той же высшей природой, т.е. множественность обеспечивается только материальным уровнем. На конференции, к моему удивлению, после этого доклада несколько человек высказались в том смысле, что у китайцев свободы не было, потому что её не было у них вообще... и что свобода - исключительно европейское изобретение...
Reply
Reply
Reply
Даосизм в виде стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в III - IV веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в средние века. Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая. Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди. Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма - «Дао Дэ Цзин» (кит. 道德經). Этот трактат явился ядром, вокруг ( ... )
Reply
Leave a comment