Свобода выбора в неоконфуцианстве

Apr 02, 2008 13:48

Было напечатано под названием "Неоконфуцианская проблематика свободного выбора" (сборник тезисов X-XI конференций по философиям восточно-азиатского региона, 2006).
Очень трудно или даже невозможно представить себе общество, которому была бы совершенно чужда идея свободы. На первый взгляд, таким может показаться китайское общество, которому ( Read more... )

неоконфуцианство, Чжу Си, Бэй Сун у цзы, этика

Leave a comment

Comments 7

gignomai April 2 2008, 10:43:00 UTC
Спасибо, очень интересно, хотя и трудно различать нюансы позиций.
Для меня вот что прозвучало универсалией: для того, чтобы появилось место для свободы, необходимо различие, несводимость друг к другу двух природ - высшей и субстанциальной в Вашем изложении (хотя я не совсем понял, почему низшая природа называется "субстанциальной" - в смысле материи?). Человек свободен, если есть разрыв между тем, что ему задано, и тем, что он есть.

Reply

mingqi April 2 2008, 10:50:32 UTC
О, сейчас поправлю, "субстанциальной", конечно, неправильно, я тогда была в поиске определений.
Да, именно так. Здесь ещё важно, что для неоконфуцианцев все люди обладают Одной и той же высшей природой, т.е. множественность обеспечивается только материальным уровнем. На конференции, к моему удивлению, после этого доклада несколько человек высказались в том смысле, что у китайцев свободы не было, потому что её не было у них вообще... и что свобода - исключительно европейское изобретение...

Reply

gignomai April 2 2008, 13:38:17 UTC
Очень интересно! В т.ч. и про одну высшую природу. Не знаю, следили ли Вы за дискуссиями вокруг "логоса" как Божия замысла о человеке - один он или есть индивидуальные логосы (по Максиму Исповеднику). Это ведь о том же!

Reply

selma_nagel April 9 2008, 07:10:34 UTC
Мне представляется, что разница между китайской и европейской традициями состоит не в наличии/отсутствии свободы, а в отношении к ней. В европейском мышлении свобода была культом: целью и отправной точкой одновременно. Отсюда богатство и красочность дискуссий на эту тему в европейской философии и теологии. В китайской традиции свобода такой роли не играла. В амплуа отправной точки/цели/культа выступали другие категории. Что приводит нас к мысли об искусственности выбора какой бы то ни было отправной точки)

Reply


listergaming April 6 2008, 16:24:17 UTC
А вот небольшая историческая выдержка: Формирование даосизма
Даосизм в виде стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в III - IV веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в средние века. Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая. Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди. Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма - «Дао Дэ Цзин» (кит. 道德經). Этот трактат явился ядром, вокруг ( ... )

Reply


Leave a comment

Up