Как любитель метрополитена расскажу вам о некоторых нововведениях нашей подземки, которые открылись мне в новом свете после поездки в Лондон. Как оказалось, в Петербурге внедряется именно лондонская система оплаты общественного транспорта.
Электронный проездной билет «
Подорожник» действует уже достаточно давно. Именно он побудил меня отказаться от жетонов. Непонятно, почему его назвали в честь лечебного растения. Однако в Лондоне аналогичная карта называется еще страньше - «Устрица» (Oyster).
Напомню преимущества обеих карт перед традиционными билетами. Вы кладете любую сумму, которая сохраняется на карте, пока вы ее полностью не истратите на поездки. То есть, билет не имеет срока действия и фиксированного числа поездок, как было прежде. Кроме того, если вы пользуетесь метро часто, начиная с определенного числа поездок в месяц вы начинаете экономить. Нет смысла углубляться в лондонские тарифы, скажу лишь, что в Петербурге одиннадцатая поездка обойдется уже не в 25 рублей, а 23,5. После двадцатой поездки с карты будет списываться 21 рубль, и так далее. Карта действует и в наземном транспорте, там тоже действуют скидки.
UPD: Кассир Зорина Татьяна Юрьевна радостно позирует.
Пополнить карту «Подорожник»
можно онлайн - также, как и лондонскую «Устрицу».
В 2011 году в Петербурге завершилась модернизация турникетов - теперь они показывают сумму, оставшуюся на вашей карте. Вы можете легко контролировать, сколько денег тратится.
Впрочем, главная суть нововведений - подготовка к внедрению зональной система оплаты. Именно такая модель действует в Лондоне. Прикладывая карту на входе (touch in), вы должны приложить ее к считывающему устройству и на выходе (touch out). Система определяет, в какую зону вы переместились и списывает соответствующую сумму. Кроме того, учитывается время совершения поездки. Если вы ехали не в часы пик, поездка обойдется дешевле. Если вы не приложили карту на выходе, с вас списывается максимальная сумма, так что нужно быть внимательным.
На снимке я как раз совершаю с помощью Oyster card ритуал "touch in". Такие специфические аппараты стоят на входе в станции DLR - легкого надземного метро, проложенного в районе Docklands. В лондонской подземке стоят классические турникеты, которые пропустить невозможно.
Легкого метро у нас пока нет, но по заверениям наших транспортников, в дальнейшем электронную карту «Подорожник» можно будет использовать для оплаты водного общественного транспорта (см.
репортаж про Аквабус), электричек РЖД и других услуг (в Лондоне все это уже работает).
Планы по «лондонизации» нашего метрополитена в принципе не выглядят утопичными, если бы не два «но». Первое - у нас нет традиции платить за расстояние, но это преодолимо со временем. Со вторым сложнее - наше метро примерно в четыре раза меньше лондонского, оно перегружено. На выходе часто собирается толпа. Если пассажирам придется прикладывать карты, это будет полный коллапс. Решения этой проблемы пока нет. Вероятно, поэтому зональная система пока не введена, хотя технические условия уже почти созданы.