Обводный канал - точка роста

Sep 02, 2014 13:33

В начале июня я внес поправку в Генплан Санкт-Петербурга. Она предлагает отменить однобокий и неэффективный план городского правительства по созданию на всем протяжении Обводного канала «магистрали непрерывного движения». Подробнее - в моем посте "Преобразование Обводного канала". Там же изложено, почему бессветофорная магистраль в исторической застройке - неудачное решение.

Вместе с архитекторами Ильей Филимоновым и Ириной Филимоновой мы предлагаем альтернативный вариант развития Обводного канала в границах Екатерингофского округа (между улицами Циолковского и Степана Разина). Основная идея - не убивать канал в угоду бесконечно растущему автомобильному трафику, а последовать примеру европейских городов и сделать точкой сбалансированного развития.

Начав с набережных, мы решили включить в концепцию все общественные и зеленые зоны Екатерингофского муниципального округа. Вот они на карте:



Вот безымянный сквер на углу Обводного и Старо-Петергофского. Известен он лишь тем, что здесь раз в месяц собирает бытовые отходы на переработку экологическое движение "Раздельный сбор". Мы предлагаем сделать сквер местом отдыха для подростков и взрослых. Здесь могли бы появиться скейт-парк и кафе с работающим, а не закрытым, как сейчас, туалетом. Также ничто не мешает благоустроить места для спокойного отдыха.



Пространство вокруг бывшего кинотеатра "Москва". Сейчас здесь вонь и разруха, поскольку этот памятник архитектуры более 10 лет находится в запустении. Идея создать здесь культурно-досуговый центр для жителей района давно витает в воздухе. Мы собрали подписи и отправили письма в правительство города с требованием заняться судьбой этого здания - все сроки, отведенные на реконструкцию, прошли. Площадь перед кинотеатром предлагается избавить от нелегальной парковки и сделать пешеходным пространством, где в теплое время года могли бы проходить культурные мероприятия.



Потенциал многих мест не раскрыт. Взять, к примеру, извилистый проезд между домом 203 по Обводному и домами 22-24 по Курляндской улице. Когда я обходил дома (баллотируюсь в депутаты местного самоуправления), жители жаловались мне на то, что по дворовому проезду гоняют машины, был даже сбит ребенок. Люди просили установить «лежачих полицейских». Но это меньшее, что тут можно сделать. Дворы покрыты голым асфальтом, почти нет растительности. Илья предложил сделать двор закрытым камерным пространством для местных жителей, а сквозной проход и проезд организовать по соседству (сейчас территория перегорожена забором 77-го отделения полиции). Хорошая новость в том, что благоустройство этого пространства - в компетенции муниципальной власти. Избрание нашей команды увеличивает шансы на то, что этим кто-то, наконец, займется.



Для улицы Циолковского, которая служит бульваром и для игр детей, и для выгула собак, тоже можно предложить более четкое функциональное зонирование и качественно иное оснащение, которое сделает удобнее существующую активность и создаст новую. Первое, чем стоило бы заняться - восстановить спортивную площадку напротив поликлиники.



Теперь, собственно, к Обводному каналу. Глупо спорить с тем, что он выполняет важнейшую транспортную функцию. Это так. Однако, стоит заглянуть немного в будущее или хотя бы открыть принятую транспортную стратегию Санкт-Петербурга, где проблемы перегруженных магистралей предлагается решать с помощью развития быстрого, надежного и комфортного общественного транспорта. Вчерашняя статья на Фонтанке.ру, наглядно показывает парадоксальность планов Смольного. Вначале сообщается о благородной цели увеличить число пользователей общественного транспорта до 75%. Но в качестве одной из мер предлагается связать ключевые центры притяжения на Обводном бессветофорной автомагистралью, без сколько-нибудь эффективной линии общественного транспорта. Что здесь будет, если этот план реализовать? Правильно, километровая пробка. Ее мы периодически наблюдаем в тех местах, где этот план реализован - в часы пик машины стоят в тоннелях около Лиговки, Московского.

Обводный канал - там, где он уже реконструирован под интенсивное автомобильное движение. Все бы хорошо, но это безжизненная шумная пустыня. Люди выходят на его берега только при крайней необходимости. Покупайте квартиры в строящемся доме!



Трамвай всегда ходил по Обводному, но при Матвиенко большая часть рельс была демонтирована. Мы предлагаем городу вместо дорогостоящих, но малоэффективных тоннелей подумать о современной выделенной линии LRT - легкорельсового транспорта. Ветка могла бы пройти вдоль всего канала, связав Гутуевский остров с площадью Александра Невского, с перспективой выхода на правый берег Невы.

Трамвай на Обводном сегодня: старый, медленный, он сворачивает, не доехав даже до ближайшей станции метро. Не удивительно, что он почти всегда пуст.


"Исторически сложилось, что большую часть транспортной нагрузки выполняет южная набережная. Здесь мы предлагаем сохранить многополосную городскую улицу, дополнительно пустить современный трамвай или троллейбус по выделенной линии, которая позволила бы петербуржцам передвигаться вдоль Обводного без пробок и связала все ключевые ветки метро. Это особенно актуально, так как в планах метрополитена до 2025 года нет ни кольца, ни полукольца", - считает Илья. Не зря же "Уралвагонзавод" разработал свой космический состав? (На картинке внизу слева.)


Илья: "При этом совершенно очевидно, что северная набережная в указанных границах - намного менее загружена транспортом. Именно здесь должна быть не магистраль, которая убьет остатки жизни, а привлекательное общественное пространство, которое эту жизнь будет стимулировать. Если наполнить набережную интересными и полезными функциями, то это пространство просто обречено на успех. Мы также понимаем, что трудно сделать все сразу, поэтому предполагаем поэтапную реализацию проекта".

Так выглядит общий план от ул. Степана Разина до Старо-Петергофского проспекта.



Участок от Старо-Петергофского проспекта до улицы Циолковского.



"Создание качественной городской среды это один из важных этапов по сохранению памятников промышленной архитектуры второй половины XIX века (краснокирпичная архитектура) и улучшению их восприятия", - уверена соавтор проекта Ирина Филимонова.

Примерно так выглядит северная набережная канала в рассматриваемых границах сейчас.


Автомобильная часть набережной, по нашему замыслу, сохранит две полосы движения и два ряда парковки. От пешеходной части она может быть отделена небольшим рельефом или кустарником. На набережной предлагается обустроить дорожки так, чтобы пути пешеходов и велосипедистов могли не пересекаться.



На отдельных участках канала места для широкой пешеходной зоны нет.



Здесь возможно создание нижней набережной с деревянным настилом.



Пешеходный мост, который сейчас находится в районе пересечения канала с улицей Циолковского, предлагается расширить.



Мост станет своего рода "шарниром", который свяжет рекреационную зону на Циолковского с проходом на территорию бывшего "Красного треугольника". Одновременно он будет площадкой для разнообразной активности. Зимой здесь можно заливать каток и ставить елку.



Попытки открыть в этом районе музыкальные или иные артистические площадки до сих пор не достигали успеха. Основная причина - отсутствие нормального транспортного сообщения и полумертвое состояние бывших заводов вокруг. Развитие промзон, строительство на их месте нового жилья и торгово-офисной инфраструктуры привлечет больше людей, ввод линии скоростного легкорельсового транспорта. Значит, могут оказаться востребованными площадки для концертов.



Даже если просто облагородить газоны, чудом сохранившиеся на берегах канала, получится прекрасное место времяпровождения как местных жителей, так и работников из многочисленных офисов.



Все картинки, включая дополнительные, в высоком качестве можно взять здесь:
https://drive.google.com/folderview?id=0B3gQG_dB9bc5ck9CLTF5TUF1M1k&usp=sharing

Мы не единственные, кто пробует посмотреть на Обводный канал по-новому. Свое видение территории вокруг Балтийского вокзала два года назад представил Лабград. Вот студенческий проект ИТМО для другого участка канала.

Независимые проектировщики понимают, что Обводный канал - уже не городские задворки, которые надо закатать в асфальт, а точка роста. Бывшие промзоны постепенно уступают место жилым комплексам, торговле и офисами. Есть огромный пласт исторической архитектуры. В конце концов, это жилой район. Следовательно, необходимо преобразование территории вокруг канала в удобное пространство для жизни, отдыха и движения.

Все предложения будут направлены губернатору Санкт-Петербурга и в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Будем продвигать концепцию с помощью депутатов Законодательного собрания.

Вместе с моими коллегами из Екатерингофского округа мы будем отстаивать право на нормальную среду для местных жителей и разумную, сбалансированную транспортную политику в Санкт-Петербурге. Приглашаю вас в союзники!

---

Читать еще:
Будем знакомы! Наши встречи с избирателями
Екатерингофский округ: что происходит
Знакомьтесь, Екатерингофский
Команда мечты в Екатерингофском округе (презентация кандидатов)
Здравый смысл побеждает абсурд (о нашей регистрации)
Завершили сбор подписей
Выдвижение: кто мы и зачем
О работе на земле: как мы делаем в Екатерингофском округе
Обход от двери к двери
Преобразование Обводного канала
Балтийский вокзал - для людей

Каталог самых интересных постов журнала

город, реконструкция, проект, spb, транспорт, Обводный канал, Екатерингофский

Previous post Next post
Up