Три документалки об эксплуатационном кино

Dec 23, 2010 03:26

Sex and Buttered Popcorn (Sam Harrison, 1989)
Хороший информативный фильм об эксплуатационном кино 20-50-х. О том, как в те времена делались дела, рассказывают продюсеры-ветераны Дэн Сонни и Дэвид Фридман. Отец Сонни Луис Сонни был одним из тех людей, кто вообще создал индустрию эксплуатационного кино в США. Он был полицейским и однажды ему удалось поймать известного преступника. В результате он стал знаменитостью, его снимали на пленку и показывали по всей стране. Тогда-то он и понял, что можно хорошо зарабатывать, удовлетворяя людскую жажду зрелища. Кстати, это он спродюсировал любимый мною фильм Дуэйна Эспера "Маньяк". Ненадолго на экране появляется жена "короля эксплуатации" Крогера Бэбба. Она, например, вспоминает то, какие книжки продавались во время показа эксплуатационных фильмов якобы в целях просвещения. По-доброму ироничный рассказ ведет актер Нед Битти. Его слова иллюстрируются большим количеством кадров из разных фильмов, что, конечно, замечательно, поскольку показывают в том числе и совершенно неожиданные вещи. Но порой эти вставки чересчур затянуты, в паре мест я проматывал длинные эпизоды из фильмов, которые я уже видел.
Из фильма узнал о любопытном явлении, существование которого еще укрепляет аналогию между классическим эксплуатационным кино и практикой использования "cut-pieces" в Бангладеше. Фридман рассказывает, что в тех случаях, когда полиция не разрешала демонстрировать фильм без купюр и приходилось вырезать все самые горячие эпизоды, публика, естественно, начинала роптать - ибо приходила за возбуждающими и шокирующими откровениями, а вовсе не за порцией нравоучительной лапши. В таких случаях после показа фильма для успокоения зрителей ставились заранее заготовленные так называемые "square-up reels" - короткометражки со стриптизершами или нудистками.

Mau Mau Sex Sex (Ted Bonnitt, 2001)
Во многом повторяет Sex and Buttered Popcorn. Снова в центре внимания Сонни и Фридман. Они заметно постарели (Сонни умрет в следующем 2002 году) и постоянно переругиваются друг с другом, но видно, что на самом деле отношения у них хорошие, а это просто дружеские подколки. Их показывают в кругу семьи и каких-то престарелых знакомых. Не очень понял смысла такого подхода. Некогда бодрые бизнесмены стали беспомощными стариками? Или авторы хотели показать, что столь "безнравственными" вещами занимаются вовсе не какие-нибудь антисоциальные элементы, а самые типичные обыватели? Сонни в самом деле выглядит слабым, а вот Фридман бодр и полон сил, он давно ушел из кино, но продолжает работать - управляет собственным статичным roadshow (по-русски это следовало бы назвать парком аттракционов, но все же ассоциативный смысл ближе к передвижному карнавалу и балагану). Авторского голоса в фильме нет, повествование строится из монологов самих героев. Периодически развеселые комментарии вставляет хорошо нам всем известный энтузиаст киноотбросов Фрэнк Хененлоттер.
Любопытное: Сонни рассказывает, что в кинотеатре, которым он владел, во время сеансов с обнаженкой люди мастурбировали в туалете. И кто же были эти люди, как вы думаете? Адвокаты, священники, учителя.

Schlock! The Secret History Of American Movies (Ray Greene, 2001)
В третьем фильме освещается история эксплуатационного кино с начала 50-х по начало 70-х. Рассказывается о том, как возникали разные популярные жанры: нф-хорроры 50-х, нуди-кьюти, сексплойтейшн, рафис (roughies); об AIP и карьере Кормана. Довольно убедительно показано, как эксплуатационщики повлияли на то, что стало представлять собой голливудское кино в 70-х. Мейджоры же, позаимствовав у них стратегии производства, тем самым уничтожили индустрию эксплуатационного кино.
В фильме принимают участие такие продюсеры и режиссеры, как Дэвид Фридман, Сэмюэль Аркофф, Гарри Новак, Дорис Уишмен, Роджер Корман, а так же актеры Дик Миллер и Майла Нурми (Вампира). Очень интересно было посмотреть на Аркоффа, Новака и Уишмен - в особенности на последнюю.

Важную вещь можно почерпнуть из этих фильмов. Какими бы тупыми, убогими и бездарными ни казались кинофильмы, почти всегда их создатели вполне отдают себе отчет в том, что, как и почему делают, и относятся к своему продукту с юмором. Сонни, Фридман, Корман, Уишмен не лишены самоиронии. Только вот Новак удивительно серьезен.

документальное кино, exploitation, отзывы о просмотренном

Previous post Next post
Up