пара немых фильмов

Dec 21, 2010 19:40

Дочь купца Башкирова (Драма на Волге) (Николай Ларин, 1913) - "сенсационная драма по материалам уголовного процесса".
Первый фильм кинофабрики известного кинопромышленника Г.И. Либкена. Вот как описывал его сюжет журнал Сине-фоно в 1913 году: "Это превосходная русская картина, прекрасно разыгранная и со вкусом поставленная. Фоном для нее послужила ширь Волги-матушки, и картины реки производят дивное впечатление. Сюжет ее таков. Дочь купца Башкирова любит бедного приказчика своего отца. Но самодур-купец хочет выдать дочь за старика. Тогда она приглашает к себе любимого. Но в это время приходит отец, и она прячет молодого человека под перины. Здесь он задохся. и, чтобы избавиться от трупа, девушка и ее няня просят дворника дома помочь им. Дворник увозит труп в Волгу. Но, сделавшись соучастником преступления, дворник, под страхом раскрыть его, совершенно терроризирует девушку и заставляет ее делать одно преступление за другим, настолько овладевает ее волей, что делает ее своей любовницей. В конце концов девушка не выдерживает, и после того, как дворник заставил ее придти к нему в трактир и пить вместе с ним и его собутыльниками, чаша терпения ее переполняется и она поджигает трактир, в котором все ее случайные собутыльники и свидетели ее позора сгорают."

Это уже второй дореволюционный фильм из тех, что я видел, где фигурирует изнасилование (за кадром, конечно) и страшная месть обесчещенной девушки. Для 13 года история рассказана хорошо, снят фильм натуралистично и высококачественно. Такого восторга, какой, судя по рецензиям, испытывали современники, я, конечно, не ощутил, но финал хорош.

Рашид Янгиров приводит интересный факт, связанный с фильмом: 6 декабря "начальник Управления по делам печати А.А.Татищев писал директору Департамента полиции С. П. Белецкому: «… имею честь препроводить при сем по принадлежности по распоряжению Вашего Превосходительства прошение потомственного почётного гражданина М. Е. Башкирова о воспрещении повсеместного демонстрирования кинематографической картины под названием „Дочь купца Башкирова (волжская быль)“, ввиду того, что на Волге существует лишь один купеческий род Башкировых и содержание картины оскорбляет честь и доброе имя просителя и его родственников. К сему считаю долгом присовокупить, что я с своей стороны признавал бы указанное ходатайство Башкирова заслуживающим удовлетворения». Это ходатайство было удовлетворено: дальнейшее демонстрирование фильма под этим названием было запрещено, и он показывался под названиями «Драма на Волге» и «Дочь купца»."

Проститутка (Убитая жизнью) (Олег Фрелих, 1926) - эксплуатационное кино по-советски.
История о том, как нищенские условия жизни толкают девушек на путь проституции и о том, как это социальное зло изживает советское общество.

Очень хотелось бы увидеть провинциальные афиши фильма. Так и представляю надписи: "Спешите видеть! Подпольный бордель, развращение девиц, венерический диспансер, медицинский осмотр проституток, наглядные последствия венерических болезней и другие нравоучительные сюжеты!" - ну или что-то в таком духе. Во всяком случае все перечисленное в фильме есть, а в США это было атрибутом исключительно эксплуатационных фильмов. И, как и в США, "Проститутка" притворяется фильмом социально-полезным и просветительским. В нем даже присутствует лекция с обилием статистических данных, иллюстрированная несложной анимацией. Однако, в отличие от Америки над такого рода кинопродукцией у нас работали профессионалы: титры писал Виктор Шкловский (в некоторых источниках он значится и сценаристом), монтировала (очень внятно и ритмично) Эсфирь Шуб, снимал (эффектно и местами даже красиво, с обилием ярких до карикатурности крупных планов) ветеран Альфонс Винклер (в 1910-м он был оператором "Жизни и смерти А.С. Пушкина" Гончарова), а в одной из ролей, пишут, снимался Марк Донской. Ну и вообще я смотрел фильм с большим удовольствием и интересом. Тем не менее, вот, что писали об этом и других подобных фильмах в 1956-м году ("Очерки истории советского кино" Том 1):
""Заинтересовывая" зрителя эротическими сценами, создатели фильмов, по существу, старательно прикрывали научной терминологией и моралистическими надписями скабрезность, игру на нездоровом интересе к тому, что делается за "закрытыми дверями". Коммерческий успех этих фильмов значительно превышал научную ценность. Приспособленцы, пристроившиеся к Культкино, портили хорошее начинание."

Анализ выразительных средств фильма можно почитать здесь: http://alexkrm.narod.ru/papers/Essay/cinema_prost.htm Автор почему-то упоминает "Последнее танго в Париже", хотя, как верно заметил garibal, первое, что приходит в голову во время просмотра - "Безрадостный переулок" Пабста, во всяком случае почти наверняка на него ориентировались Фрелих и Винклер.

Интересно, сохранились ли другие подобные фильмы периода НЭПа? Буду благодарен за любую информацию.

немое кино, дореволюционное кино, отзывы о просмотренном

Previous post Next post
Up