Как и обещал, практически через пару дней (почти), я продолжаю осмотр этого весьма качественного корабля-музея. В
первой части обзора мы познакомились с внешними видами корабля, его вооружением и краткой историей его службы. Во
второй части были рассмотрены его внутренние помещения, включая погреба боезапаса, кубрики и различные боевые посты. В этой части я предлагаю читателям познакомиться с энергетической установкой крейсера "Белфаст": котельным и машинным отделениями, а так же рядом вспомогательных помещений.
Хочу обратить внимание своих читателей на то, что на этом корабле действительно можно осмотреть его бОльшую часть, что выгодно отличает его от множества других кораблей-музеев, где для осмотра предоставлена лишь небольшая часть корабельных помещений, вроде нашего
крейсера "Авроры" или немецкого
эсминца "Мёльдерс" (американской постройки).
1. Крейсер "Белфаст" на вечной стоянке около Тауэрского моста на Темзе:
![](https://farm5.staticflickr.com/4839/46034661331_be877a5005_o.jpg)
2. Схема нашего маршрута проходит через четыре палубы, то вниз, что снова вверх. Детям без сопровождающих вход воспрещён, кстати. Итак, спускаемся:
![](https://farm5.staticflickr.com/4856/45310372024_02857e35a4_o.jpg)
3. По пути вниз попадаем в матросский гальюн. Всё аккуратно. Умывальники традиционно оснащены двумя отдельными кранами для холодной и горячей воды, без смесителя:
![](https://farm5.staticflickr.com/4918/45310371884_43a74154fa_o.jpg)
4. Снова вниз:
![](https://farm5.staticflickr.com/4914/45310371584_c4ee1a1f34_o.jpg)
5. Вот мы и в сердце корабля (или в его желудке?) в котельном отделении:
![](https://farm5.staticflickr.com/4829/45310371444_f60152dffa_o.jpg)
6. Котельное отделение занимает значительную часть внутреннего объёма корпуса корабля и проходит через несколько палуб:
![](https://farm5.staticflickr.com/4906/45310371334_e7303c4f13_o.jpg)
7. Табличка с информацией о котле А.2:
![](https://farm5.staticflickr.com/4875/45310371244_0b72a5daf5_o.jpg)
Всего на корабле было 4 трёхколлекторных нефтяных котла т.н. "адмиралтейского типа".
8. Схема котла:
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7b/HMS_Belfast_-_Boiler_diagram.svg/1101px-HMS_Belfast_-_Boiler_diagram.svg.png)
Источник фото и расшифровка элементов котла: commons.wikimedia.org Элементы котла:
1. Днище
2. Воздушный коллектор
3. Топливные форсунки
4. Коллектор пароперегревателя
5. Выход перегретого пара (к турбине)
6. Выход насыщенного пара в пароперегреватель
7. Коллектор котла
8. Подача воды
9. Трубы котла
10. Трубы пароперегревателя
11. Фундамент
9. А вот и сам котёл А.2 из переднего котельного отделения. Внутрь котла можно заглянуть:
![](https://farm5.staticflickr.com/4821/31095792127_42a45a718e_o.jpg)
10. Локальный пост управления котлом:
![](https://farm5.staticflickr.com/4836/31095791997_eb353ba6ab_o.jpg)
11. Переплетение трубопроводов и прочая арматура:
![](https://farm5.staticflickr.com/4827/31095791967_7895336909_o.jpg)
12. Вентилятор, подающий воздух к форсункам котла:
![](https://farm5.staticflickr.com/4888/31095791677_28d26218f6_o.jpg)
Пар из котла подаётся на главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА по типу Парсона), который механически связан с гребным валом. Кроме того, часть пара идёт на турбогенераторы постоянного тока для корабельных нужд и на корабельные турбонасосы. Всего корабль оснащён четырмя ГТЗА. Всё логично - четыре котла, четыре ГТЗА, четыре генератора, четыре винта.
13. Один из четырёх генераторов постоянного тока мощностью 350 кВт:
![](https://farm5.staticflickr.com/4912/45310371104_8d70e5d67f_o.jpg)
Аварийное электропитание на корабле обеспечивалось двумя резервными дизель-генераторами мощностью по 230 кВт каждый, они стоят где-то поблизости, за водонепроницаемой переборкой.
14.
![](https://farm5.staticflickr.com/4893/31095792827_0c32640a4c_o.jpg)
15. Контрольный пост:
![](https://farm5.staticflickr.com/4872/31095792677_4fa7f011e8_o.jpg)
16. Машинный телеграф:
![](https://farm5.staticflickr.com/4875/45310370354_d3affe1a96_o.jpg)
17. Манометр:
![](https://farm5.staticflickr.com/4904/45310370244_ee4e3c1e71_o.jpg)
18. Один из корабельных турбонасосов, предназначенных для пожаротушения или откачивания воды:
![](https://farm5.staticflickr.com/4811/31095792287_071bc100e7_o.jpg)
19. Красота!
![](https://farm5.staticflickr.com/4861/45310369874_6f77e6f93b_o.jpg)
20. Один из множества мультимедийных дисплеев, на которых прокручиваются видеоролики об устройстве корабля:
![](https://farm5.staticflickr.com/4834/45310369724_f31bf6a76c_o.jpg)
21. Переносной (резервный) электронасос:
![](https://farm5.staticflickr.com/4808/31095791317_22f5a7a7a7_o.jpg)
22. Переходим в помещение с главными турбозубчатыми агрегатами (ГТЗА):
![](https://farm5.staticflickr.com/4803/31095791297_90dbcbbc99_o.jpg)
Главные турбозубчатые агрегаты (ГТЗА) являются главными корабельными двигателями, работающими на валопровод и состоящие из турбины (в нашем случае - паровой), зубчатой передачи, конденсатора и главного упорного подшипника (встроен в корпус зубчатой передачи). Зубчатая передача нужна для снижения скорости турбины до значений, приемлемых для гребного вала.
23. Корпус ГТЗА:
![](https://farm5.staticflickr.com/4888/31095791277_339738ac73_o.jpg)
24.
![](https://farm5.staticflickr.com/4871/31095791257_9320bd853e_o.jpg)
25. Часть гребного вала:
![](https://farm5.staticflickr.com/4902/31095791207_c4bcedfb39_o.jpg)
26. Один из опорно-упорных подшипников гребного вала (всего гребных валов 4 шт., как и винтов, соответственно):
![](https://farm5.staticflickr.com/4851/46034679641_1d4b1af999_o.jpg)
27. Пост управления ГТЗА:
![](https://farm5.staticflickr.com/4885/32163913858_8e069e38a5_o.jpg)
Суммарная мощность четырёх турбин составляла 80 тыс. л.с. (60 МВт), что позволяло крейсеру развивать 32,5 узла (при стандартном водоизмещении).
28. Ещё один вид на ГТЗА:
![](https://farm5.staticflickr.com/4894/44218886400_d9b7c7e892_o.jpg)
29. Один из четырёх ГТЗА "вскрыт". Более того, посетитель может нажать на кнопку и "запустить" часть турбины:
![](https://farm5.staticflickr.com/4884/44218886260_20dc382a92_o.jpg)
30.
![](https://farm5.staticflickr.com/4840/44218866460_c9b3980668_o.jpg)
На этом мы завершаем обход машинного отделения.
31. Наш маршрут на выход из корабельных глубин лежит через главную корабельную мастерскую. Выглядит она как небольшой металлообрабатывающий завод:
![](https://farm5.staticflickr.com/4905/45984842662_027521a3cf_o.jpg)
32. Токарные и сверлильные станки, пилы и прочее оборудование позволяют производить ремонт значительной части корабельных систем самостоятельно:
![](https://farm5.staticflickr.com/4911/44218866090_a48b6c59fe_o.jpg)
33.
![](https://farm5.staticflickr.com/4876/44218866000_a9efce4c33_o.jpg)
34. Всё, выходим на палубу:
![](https://farm5.staticflickr.com/4914/45984842172_cbc2ec47df_o.jpg)
Продолжение (и завершение) этого обзора следует. Тогда-то мы и узнаем, что происходит на корабельном мостике и в других помещениях главной надстройки крейсера.
Этот пост сделан на основе заметки
Корабль-музей Крейсер "Белфаст" на Яндекс.Дзен. Последние записи в моём канале на
Яндекс.Дзен:
![](https://ic.pics.livejournal.com/military_museum/68486218/1093520/1093520_900.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/military_museum/68486218/1092854/1092854_900.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/military_museum/68486218/1093049/1093049_900.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/military_museum/68486218/1093319/1093319_900.png)