Часть 2
Часть 1
https://mila-hunguide.livejournal.com/185079.html Профессор Пилоти был превосходным педагогом, он никогда не навязывал своим ученикам какие-то определённые сюжеты или стиль изображения, напротив, он помогал им раскрыться, развивал сильные стороны их таланта, поощрял творческие искания. Он сразу отметил то, что Синьеи-Мерше не в силах был перенять условность изображения и историзм, вместо этого он в первую очередь стремился совершенствовать изображение человеческих чувств. Живое, яркое восприятие природы стало одним из его удивительных творческих особенностей.
«Мальчик у купального домика» 1868
Пилоти решил, что Синьеи-Мерше следует серьёзно заняться пленэрными зарисовками, в результате чего Пал написал несколько великолепных живых и свежих эскизов. Следуя академическим правилам, Синьеи-Мерше выражал идею картины и её содержание в концентрированной форме, но это содержание уже не романтический назидательный рассказ, драматизированный в историческом плане, это просто отдельные эпизоды из жизни и люди на лоне природы. Синьеи-Мерше легко передаёт свободное движение фигур, смело разбрасывает по своим полотнам яркие цвета, умело использует соотношение света и тени.
Молодой художник стремится не просто передать увиденное, он ярко и колоритно изображает само открытие увиденного.
🎨
Решив обратиться к мифологии, Синьеи-Мерше начинает работу над картиной «Фавн и нимфа». Он работал над ней целый год. Стремясь достичь присущую его работам лёгкость и воздушность, молодой художник сделал большое количество набросков. На переднем плане мы видим лесного бога Фавна, сидящего в тени густой зеленой кроны. Он не из тех злобных божеств, что внушают панический страх путникам или мучают людей ночными кошмарами. Благодаря тёплым краскам, Фавн предстаёт перед нами добрым духом, а нимфа на залитом солнцем заднем плане добавляет картине не мистики, а жизненности. Художник сделал картину насколько правдоподобной, что один из венгерских знакомых, увидев её, спросил, зачем Синьеи-Мерше написал человека с козлиными копытами вместо ног.
«Фавн и нимфа» 1868
В 1868 году картина «Фавн и нимфа» была представлена на выставке некоммерческой ассоциации Kunstverein München, одного старейших немецких художественных объединений. В то время молодые художники именно там выставляли свои работы в надежде найти щедрых покровителей или покупателей. Но картину Синьеи-Мерше не купили.
На летние каникулы художник снова уехал в семейное имение в Йерне, там он написал красивый портрет своего брата Ласло.
«Портрет брата Ласло Синьеи-Мерше» 1868
Осенью 1868 года Пал приступил к созданию своей второй крупной картины «Мать с детьми». Эта работа получила известность ещё до того, как была полностью закончена, Синьеи-Мерше стали называть художником европейского ранга. Однако его основные произведения (за немногим исключением) попадают не в Венгрию, а почти сразу на западный рынок.
«Мать с детьми» 1868-1869
Летом 1869 года картина «Фавн и нимфа» выставлялась на международной художественной выставке в Мюнхене, затем на выставках в Вене и Пеште, получила хорошие отзывы критиков, однако так и не нашла своего покупателя. Синьеи был очень огорчён. А тут ещё отца перевели на службу в город, и он попросил Пала вернуться домой и помочь с управлением имением.
«Мальвы» 1868
Синьеи-Мерше оставил Академию и уехал в Венгрию, где с головой окунулся в жизнь имения, у него едва оставалось время на то, чтобы хотя бы иногда брать в руки карандаш или кисти. Ему очень не хватало того свободного, полного творчества образа жизни, к которому он привык в Мюнхене, но чувство долга и ответственности, привитое родителями, всегда было на первом месте.
«Язычество»1869
«Лесной каштан» 1869
«Утренняя звезда» (Венера) 1869
Мюнхенские друзья в своих письмах настоятельно советуют Палу вернуться, чтобы перенести задуманное в эскизах на полотно. Возможно, что Синьеи-Мерше не прислушался бы к этим советам, но его дальний родственник, весьма неплохой художник, Дюла Гундельфингер, также уговаривал Пала не пренебрегать своим талантом.
Пал возвращается в Мюнхен и приступает к работе над картиной «Майский пикник». Удивительно, но факт: полная сочных красок картина написана не во время летних пленэров, а зимой 1872-73 года, в мастерской. Видимо, пикник оставил такой яркий след в душе художника, что цвета совсем не поблёкли со временем. Ну а как могло быть иначе, если именно в тот день Пал познакомился со своей будущей супругой - Софьей Пробстнер.
В компании, что расположилась на склоне холма недалеко от Мюнхена, были шестеро: две девушки, двое парней и двое мужчин среднего возраста. Они угощались ветчиной, жареными цыплятами и пирожными. А к искристому шампанскому парни захватили компот из клубники. Настроение у всех было замечательное. Этот невинный завтрак на природе был не совсем приличным в тогдашние времена - благовоспитанным молодым людям не пристало так отдыхать. Что это за посиделки на траве? Почему не за столом, во время приёма в особняке уважаемой семьи? Что это ещё за вольности?
Майский пикник 1873
Да и компания довольно странная: сорокапятилетний швейцарский живописец Арнольд Бёклин, по которому тайно вздыхала девятнадцатилетняя красавица-венгерка София Пробстнер; влюблённый в Софию и мечтавший взять её в жёны двадцатишестилетний юрист Агошт Пульски; тридцатидевятилетний опекун Софьи, бывший гусарский офицер, эксцентричный художник Дюла Гундельфингер, несколько лет назад женившийся на Марии, двадцатиоднолетней сестре Софьи. Третий художник, двадцатисемилетний Пал Синьеи-Мерше, был увлечён Марией, он даже мог бы даже начать ухаживать за ней, ведь многие знали, что брак Марии и Дюлы был фиктивно заключён по причине весьма запутанного вопроса о наследстве. Мария, в свою очередь, не замечала пылких взглядов Пала: она мечтала о сводном брате своего «бумажного» супруга, графе Альберте Сирмаи.
В тот день Синьеи-Мерше сделал несколько набросков. Через погода он закончил работу над большой (127х162,5 см) картиной. Для того, чтобы написать фигуры присутствовавших на пикнике, Синьеи приглашал натурщиков. Но вот Марию он попросил позировать лично. На сеансах её всегда сопровождала младшая сестра. За те несколько месяцев, что Синьеи писал «Майский пикник», между ним и Софьей вспыхнули любовные чувства.
Продолжение следует