В мои осенние досуги...

Apr 04, 2007 22:33

Когда нечем занять свои мозги, сам с собой играю в придуманную специально для себя игру: подбираю в уме такие хрестоматийно известные стихотворные строчки, в которых можно с помощью того, что футуристы называли «сдвигом» (с помощью перераспределения границ между словами) образовать максимально возможное число новых слов - в идеале так, чтобы вообще ( Read more... )

Сдвигология

Leave a comment

Comments 15

rayskiy_sergei April 4 2007, 19:32:25 UTC
Изумительно! Особенно второе и третье.

Reply


dimndroll April 4 2007, 19:33:33 UTC
моему пониманию этой игры мешает незнание таких слов, как "ом" и "уз".
;)

Reply

miklukho_maklay April 5 2007, 03:46:45 UTC
Не знаешь "ом"? А что у тебя по физике в школе было? Или хотя бы послушай, как БГ поет мантры ;)
А уз... это род. пад. от слова "узы": "брачных уз"
Впрочем, конечно, лучше обойтись без падежных форм ;)

Reply

dimndroll April 5 2007, 06:26:32 UTC
по традиции в ребусах-шарадах не употребляются производные от имени собственного (как Ом - от имени физика). хотя, тут и игра собственная. ;) впрочем, Вы правы, физику я основательно подзабыл.
а вот про мантры я и не знал... - не употребляю-с.

с узами я ошибся - имел в виду слово УД

Reply

miklukho_maklay April 5 2007, 17:09:41 UTC
Да, про шарады я знаю: так ведь это и не шарады.
У мантры следующие слова: "ом мани падме хум". Но можно просто "ом" - главное, тянуть подольше ;) И при этом не бояться ничего и употреблять - только в меру и не за рулем :)
А узы с удом немудрено перепутать, ведь они в определенном смысле связаны между собой. Без уда узы теряют всякий смысл, а без уз уд - нет. То есть уд первичен, а узы - вторичны.

Reply


aloof_aloof April 5 2007, 12:55:45 UTC
Забавно. Пробуем)))

Reply


cleofide April 10 2007, 06:52:41 UTC
Недавно мой 10-летний сын декламировал "Песнь о вещем Олеге":

Князь Тихон на череп ногой наступил...

("Князь тихо на череп ногой наступил").

Reply

miklukho_maklay April 10 2007, 13:52:29 UTC
Ну, оттуда же, подмеченное еще ехидным Крученыхом: "Незримый хранитель могу чемудан"

Reply


karaputka April 16 2009, 09:55:50 UTC
Простите, а вы читали наверное статью Гаспарова по этому поводу ("Боемструй": синтаксическая теснота стихового ряда)? В общем-то сдвиги возникают не просто так, на любом месте, а при остановке на тесных синтаксических связях между словами.

Reply

miklukho_maklay April 16 2009, 14:59:57 UTC
Ну конечно!) В лингвистике сдвиг называется более пространно - лексико-семантическое переразложение. Или «разлияние» (в терминологии В.П. Изотова)

Reply

karaputka April 16 2009, 18:50:38 UTC
Ой, я как раз диплом пишу про тесноту синтаксических связей в стихах, в РГГУ, у Скулачевой :) Про разлияние я не слышала, и Изотова (пока) не читала (не уверена, что к моей теме это как-то относится). Ну эти сдвиги - это же просто анжамбаны, получается.

Reply

miklukho_maklay April 16 2009, 18:55:41 UTC
Нет, что Вы, анжабман может быть междустрочным и междустрофным, а тут перераспределение границ между словами внутри стиха. Это все-таки "переразложение" или, говоря попросту, "сдвиг": само понятие "канонизировал" в научном смысле А.Квятковский в своем словаре. так что оно терминологично.
Что же касается Изотова - см.:
Изотов В.П. Разлияние // в кн.: Русское слово. Орехово-Зуево. 1996.
Изотов В.П. Параметры описания системы способов русского словообразования. - Орёл. 1998.

Reply


Leave a comment

Up