Остров Сахалин. XXIX. Дорога Японской империи. Запретный тоннель.

Dec 29, 2016 21:56

04.09.16

Начало пути - 8:31, высота 137 м.
Конец пути - 16:33, высота 278 м.



Перегороженный выход из восточного портала тоннеля №10.





Карта маршрута 4 сентября. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок в долинах р.р. Камышовая и Ожидаевская . Маленький красный кружок - место обеда в тоннеле №10.

Несмотря на то, что по прогнозу в этот день дождя не обещали, верилось в предстоящую хорошую погоду с трудом. Низкая облачность легла на окрестные, невысокие, в общем-то, горки.

Дорога, сойдя с насыпи, спустилась в сырую долину р. Лютога и стала весьма грязной. Вскоре она нас вывела и к самой реке, прямо у устья Камышовой. Нам необходимо было перебродить на другую сторону. Этот брод оказался самым сложным за всю сахалинскую поездку. Даже на небольшом перекате брода глубина достигала 90 сантиметров, что дополнялось заметным течением. Первый раз я перешёл в одиночку, перенеся рюкзак, после чего вернулся за Катей. В этот раз она пошла с рюкзаком, создававшим дополнительную массу, чтоб её не сбило с ног. Я, как более тяжёлый и высокий, шёл ниже по течению. Будь вода выше сантиметров на десять, не знаю, как бы мы вообще перебрались на другой берег.



Мост через р. Лютога с подпиленным пролётом.

На левом берегу Лютоги лесная/полевая дорога вскоре вывела нас на старую железнодорожную насыпь, выше которой шла федеральная дорога А392 Южно-Сахалинск - Холмск. Причём, шла в обратную сторону. Т.е., если по бывшей железной дороге мы удалялись от Холмска, то по параллельной автомобильной - приближались. Стоит заметить, что карта, приведённая в начале поста, устарела. В настоящее время от Чапланово до примерно середины пути до Пятиречья автодорога идёт выше по склону, чем железная.



На подходе к селу Чапланово.

Пройдя какое-то расстояние по старой насыпи, мы вошли в первый населённый пункт у нас по пути - село Чапланово. Пройдя через остатки станции, старый путь в конце концов упёрся в расстроившиеся дворы, и мы свернули на центральную улицу посёлка зайти в магазин и купить хлеб (46 рублей за булку). Оттуда мы вышли на автодорогу: насыпь на этом участке полностью поросла кустарником, да и пересечь немалую реку Тиобут приятней было по нормальному мосту. Хотя нормальность пешеходной дорожки этого моста очень сомнительна.



Тротуар моста через р. Тиобут на федеральной автодороге А392.



Мост через р. Тиобут.

За Тиобутом мы продолжили путь по автодороге. Начал накрапывать дождь. Через два с небольшим километра автодорога свернула налево, пересекая путепроводом старую насыпь.



Железнодорожная насыпь, вид с путепровода.



После отворота наезженной дороги насыпь становится дериглазником.

С этого места по ней снова шла наезженная дорога, видимо, для удобного подъезда к полям и дачам, появившимся ближе к Пятиречью. Частично заросший участок начался лишь перед самым селом с таким красивым названием. На границе села мы снова вышли на автодорогу пересечь Лютогу.



Тропа по полузаросшей насыпи.



Мост через р. Лютога в Пятиречье.

Сразу за мостом - перекрёсток, где федеральная трасса ушла налево, в Холмск, мы же свернули направо - по старому варианту автомобильной дороги, связывающей Холмск с Южно-Сахалинском. Почти всё Пятиречье мы прошли по автомобильной дороге, т.к. не хотелось ходить по задворкам поселения, пересекли ещё раз Лютогу, а ближе к окраине села нашли проход между домами, через который вышли назад на железнодорожную насыпь. Автомобильная дорога вскоре уходила на перевал между Лютогой и Тиобутом, железная же прорезала водораздел тоннелем. Пройдя несколько сот метров вдоль небольшого ручья, мы остановились на обед внутри тоннеля - на подходе опять начал накрапывать дождь.



Узкая долина на пути к тоннелю №10.



Желоб для ручья.



Западный портал тоннеля №10.



Надпись на портале.

В описании похода, которое мы использовали при подготовке маршрута, было сказано, что этот тоннель был не пройден авторами отчёта - с противоположной стороны они не смогли подойти к тоннелю из-за забора воинской части. Однако, с этой стороны проход был свободен, и я полагал, что мы, пройдя через тоннель, просто обойдём забор вокруг, пусть и по кустам (хотя надеялся на тропу).

Пока ели, дождь закончился, и мы в хорошем настроении устремились в него. Увы, выйти из него нам не удалось. В смысле, выйти с другой стороны. Пристроенная к тоннелю галерея была перегорожена решёткой сверху донизу, так что нам пришлось развернуться и плестись назад в Пятиречье, а потом переваливать водораздел по автомобильной дороге, пройдя при этом мимо немалой помойки.



Пути нет! Галерея, пристроенная к восточному порталу тоннеля №10 перегорожена сверху донизу.



Вид сквозь решётку.

От Чистоводного, куда мы спустились, до Ожидаева тянулись почти сплошняком дачные участки. Не знаю, чьи там дачи, южно-сахалинские или холмские, но было их много. На окраине Чистоводного мы вышли назад на насыпь, выслушав по пути подхихикивающую тётку с одной из дач: «Они в поход идут». Как вышли на насыпь, так через триста метров с неё ушли - мы достигли моста через Тиобут.



Ястребинка оранжево-красная.





Мост через р. Тиобут.

Сразу за ним мы вернулись назад на насыпь, по которой какое-то время тянулась неплохая просёлочная дорога.



Дорога по насыпи.

Затем она свернула в сторону и начались заросли небольшого подроста. Скорость резко упала. Автодорога шла в стороне, вроде бы и рядом, но за какой-то непролазной чащобой. Упахавшись, мы бросили рюкзаки, и я сходил на разведку. Оказалось, что метров через 150, на насыпь выходила другая дорога, так что мы не стали продираться к основной трассе. Пока мы шли, обсуждали с Катей, интересно, многие ли из тех, кто повстречался нам по пути, осознают, что идут по бывшей железной дороге.



Снова дорога по насыпи.

Впереди было несколько мостов через р. Ожидаевскую, мы вернулись назад на автодорогу.









Мосты через р. Ожидаевская.

По ней дошли до небольшой деревни Ожидаевка, где даже сохранилась пристанционная водонапорная башня и перрон.





Водонапорная башня в Ожидаевке.



Перрон бывшей станции Ожидаевка.



Бывшая станция Ожидаевка, вид на восток.



Бывшая станция Ожидаевка, вид на запад.

За деревней, перейдя вброд небольшую речку Сучковатую, мы наконец-то свернули с автодороги, уходящей на Южно-Сахалинск, в более глухие места, где не было никаких поселений. К счастью, насыпь была незаросшей, виднелись следы машин, причём видно было, что некоторые мосты латались уже после демонтажа линии. Судя по плакату на развилке автомобильной и бывшей железной дорог, эти леса находятся в ведомстве министерства обороны, а не лесхоза.



Разрушенный мост через р. Ожидаевская.



Дорога по насыпи.

Сначала мы хотели встать в полукилометре от Сучковатой, но встретившиеся нам по дороге возвращавшиеся в деревню дачники навели на мысль удалиться от поселения подальше. Пройдя пару километров, мы нашли удобное место выше насыпи, почти незаметное с дороги. А рядом тёк небольшой безымянный ручей, приток Ожидаевской. Там-то мы и встали на ночь, преодолев за день долгие двадцать пять километров.



Мост через р. Ожидаевская.



Бетонные призмы для укрепления берега.

Общее впечатления от дня - жуткая унылость. Если бы не какое-никакое развлечение с тоннелем, то и вообще ничего интересного не было. Значительную часть по пути идти по пыльной автодороге среди праздных отдыхающих - весьма сомнительное развлечение.

Содержание

Железнодорожное, Сахалин, Флора, Узкоколейки, Следами былых дорог

Previous post Next post
Up