05.09.16
Начало пути - 8:28 высота 278 м.
Конец пути - 11:16, высота 412 м.
Подмытая насыпь у моста через р. Ожидаевская.
Карта маршрута 5 сентября. Красная линия - наш путь с грузом. Оранжевая линия - радиалка налегке за тоннель. Большие красные кружки - места ночёвок в среднем течении и в верховьях р. Ожидаевская.
Утренний туман по окрестным сопкам намекал на солнечную погоду. И действительно, это был самый хороший день за четырёхдневный поход.
Утренний туман.
Берёзовый лес в месте ночёвки.
След от палатки.
Пройдя пару километров, мы дошли до места, где по карте должны были идти подряд три моста через Ожидаевскую. Ещё из описания похода, которое мы использовали в подготовке путешествия, мы знали, что мостов в действительности не три, а один. На местности удалось разобраться в причине неточности карты. За прошедшие годы изменили русло реки, отсыпав вал между железной дорогой и правым бортом долины. На спутниковом снимке можно увидеть старое русло реки, на местности же оно так заросло, что мы его не заметили. А вот искусственность вала, что около пары сотен метров длиной, пока ещё бросается в глаза.
Развалины.
Паук.
Сохранившийся знак Южно-Сахалинской дистанции пути ДВЖД.
Дорога постепенно становилась менее наезженной.
Впервые встретили туристов: группа из четырёх человек шла в противоположном направлении. Точнее, когда мы их встретили, то ещё никуда не шла - даже палатки были не собраны.
Окрестные виды.
Склон над бывшими путями.
Из описания следовало, что за самым длинным на линии тоннелем №9 (870 метров), проблема с водой, потому мы остановились, немного не доходя этого тоннеля, на выравненном пятачке склона над железной дорогой. Оставшийся путь была не проблема пройти за день. Светофор, ещё стоявший на подходе к тоннелю несколькими годами ранее, исчез. На подходе к тоннелю стало понятно и отсутствие сквозного движения машин по насыпи: у последнего моста через Ожидаевскую, она была основательно подмыта (заглавный снимок). Поражает, как там квадроциклы проезжают, чьи свежие следы тянулись непрерывно.
Мост через р. Ожидаевская.
Старые японские вагоны.
Западный портал тоннеля №9 и остатки казармы.
Остатки казармы.
Пообедав, мы пошли прогуляться по вышеупомянутому тоннелю, проложенному под Мицульским хребтом. Смотрелся он весьма опасным: многочисленные трещины в своде, вывалы породы, следы предыдущих латаний. Много где сочится вода, местами просто течёт струями. Почему-то в середине тоннеля сохранилось 125 метров рельсов: их не стащили. Ближе к восточному порталу - ещё 25 метров сохранившегося рельса. Но с ним всё понятно - погребён обвалом.
У портала тоннеля.
Трещины в своде.
Сохранившийся путь.
Вывал породы.
Многократно чинённая стенка.
Вывал кирпичей.
С восточной стороны тоннеля сразу же начались развалины станции Перевал-Сахалинский. На самой станции воды действительно не было, но чуть выше по течению распадка, всего в полусотне метров от тоннеля уже бежал ручеёк. К бывшей станции подходит наезженная дорога со старой трассы Южно-Сахалинск - Холмск. Мы прошли вперёд ещё с километр, миновав остатки вокзала Перевал-Сахалинский и две противоснежные галереи. За ними появилась устойчивая сотовая связь - Южно-Сахалинск был в прямой видимости. Хотя «прямая видимость» была несколько условной - долину, в которой лежит город, заволокло мглой. И, вообще, через Сусунайский хребет наползали мрачные тучи.
Восточный портал тоннеля №9.
Бывшая казарма.
Станционные руины.
Остатки вокзала Перевал-Сахалинский.
Мицульский хребет.
Галерея.
Южно-Сахалинск во мгле.
Галерея.
Старая автодорога Южно-Сахалинск - Холмск.
Воспользовавшись сотовой сетью, мы позвонили поздравить моего дедушку с днём рождения, уточнили насчёт квартиры в Южно-Сахалинске (предварительно мы ещё в Холмске созвонились), посмотрели прогноз погоды и зашли на сайт «Сахалинской пассажирской компании». Прогноз был мрачным - шёл большой циклон, и с вечера 5 сентября непогоду обещали по 7-е число. На местном железнодорожном сайте никакой информации об изменении расписания поезда от Новодеревенской не было, и мы пошли назад.
У портала тоннеля за это время появилась «Тойота» с тёткой внутри и залившим шары мужиком снаружи. Он уже был настолько не в адеквате, что заметил нас только, когда мы удалились метров на 30, начав кричать: «Стойте, куда идёте?!». Проигнорировав его вопли, мы вернулись к палатке.
Через час я решил проверить, не свалили ли они - как-то подобное соседство, пусть и через тоннель, напрягало. К счастью, машина уже уехала. Погуляв с восточной стороны с полчаса, я повернул назад, так тучи доползли до хребта, и стало совсем неуютно. Но с другой стороны ещё светило солнце, радуя нас своими лучами: тучи переваливали через хребет ещё несколько часов. Шестисот-семисотметровых вершин оказалось достаточно, чтобы настолько задержать приход непогоды.
Палатка в травах.
Вечером мы зажгли в тоннеле фальшфейер: от медведя он не понадобился, а в самолёте его не провезёшь. Красиво вышло. Затем на частичках дыма сконденсировалось облако, котрое вскоре выползло из тоннеля плотной струёй. Смотрелось зловеще.
В девять вечера начался дождь. Сначала - мелкая морось, перешедшая в слабый дождик, который постепенно наращивал силу. Под его барабанную дробь мы и уснули.
Содержание