Мидраш на 111 псалом в евангельской истории о юноше, имевшем большое имение

Sep 16, 2013 12:24


Вчера, когда я слушал в храме проповедь на евангельское чтение (Мф.19:16-26), мне внезапно пришла в голову мысль, что слова Христа "пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах" очень похожи на стих псалма "расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века" (по-русски "Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки"). Ну я, конечно, начал вспоминать, что это за псалом, и после службы нашел, что это псалом 111-й (том самый, откуда взят прокимен "В память вечную будет праведник"), а стих 9-й.

Посмотрел я на него внимательнее - и стало ещё интереснее: оказывается, там не только в этом параллель с воскресным Евангелием! Первое, что говорит Христос юноше (попеняв предварительно "что ты называешь Меня благим" - тут, разумеется, есть бездна смыслов, они были освещены о. Владиславом в проповеди, но речь сейчас не об этом) - "Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди". А с чего Пс.111 начинается? "Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его" ("в заповедехъ Его восхощет зело" по-славянски). Т.е. не то что бы Спаситель отсылает впрямую к этому псалму подобно тому, как чуть дальше к Декалогу и Лев.19:18, но у знающего Писание созвучие между Его словами и псалмом может возникнуть, причем не только с этим стихом, а и далее по тексту. Возможно, на это прямо и было рассчитано.

Ну а коль юноша начал препираться, Иисус продолжает: как там дальше-то в псалме? "Расточил, роздал нищим". А дальше что? Правильно: "правда его пребывает во веки". Ну вот тебе и ответ, которого ты просил - как на вопрос о жизни вечной, так и о совершенстве!

Т.е. возможно, что отвечая юноше, Спаситель произнес своего рода импровизированный "мидраш" на Пс.111 - во всяком случае, я почувствовал тут некий "резонанс". Но интересно, что ни в указателе параллельных мест к Библии, ни в комментариях (и у Лопухина, и у Н.Т.Райта, и в "Ветхом Завете на страницах Нового"), которые я смотрел накануне (у меня есть обычай перед Литургией постараться прочитать апостольское и евангельское чтение и комментарии к ним) я указаний на такую связь не нашел (хотя связь между Пс.111:9 указывается для 2Кор.9:9 и рассматривается в комментариях). Надо будет ещё блаж.Феофилакта, Евфимия Зигабена, Златоуста и блаж. Иеронима посмотреть на досуге (назвал то, что под рукой на бумаге или в электронном виде) - может, у них что есть. Хотя скорее всего если было бы, лопухинские комментаторы не прошли бы мимо этого (на Матфея лопухинский комментарий очень скрупулёзный).

И ещё. Вчера хоронили Анатолия Данилова, и я, конечно, не мог не думать об этом, хотя лично его не знал. И опять-таки удивительно, насколько литургические чтения дня резонировали с этим событием: и второй прокимен "в память вечную будет праведник" (на Литургии было два чтения - второе преп. Антонию и Феодосию Киево-Печерским, и этот прокимен относился к нему), и апостольское чтение 1Кор.15:1-11, говорящее о Воскресении Христовом - оно когда-то было чтением Литургии пасхального бдения (аналога нашей Литургии Великой Субботы) по той причине, что говорит (как и вся 15 глава) о Воскресении Христовом (не случайно, когда Анатолия предавали земле, пели "Да воскреснет Бог" и "Христос воскресе").

А главное, конечно - это евангельское чтение, о котором я говорил. Повторяю - я Анатолия не знал, но от тех, кто его знал, слышал, что он очень многим помогал и материально, и своим участием и сочувствием: воистину "расточи, даде убогим"! А сейчас и вовсе оставил все - дело, любимых жену и дочь - и пребывает со Христом. Память его да будет вовек по слову Писания!

UPD: продолжение.

Священное Писание, экзегетические этюды, Священное Писание в богослужении

Previous post Next post
Up