Как читать Священное Писание и Святых Отцов

Mar 15, 2013 16:05


Очень хорошо, на мой взгляд, Владимир Стрелов ответил на форуме колледжа "Наследие" на статью о. Георгия Максимова "Как не согрешить при изучении Писания".

Добавлю кое-что от себя. Сама по себе декларация того, что некто собирается толковать Писание исключительно "согласно Святым Отцам" еще мало что значит: IMHO вырывать "с мясом" из цитаты из Отцов для того, чтобы обосновать то, что хочется вырывающему, будучи при этом бесконечно далеким от святоотеческого духа, можно столь же "успешно", как и из Писания - пожалуй, даже еще проще в силу объемов святоотеческого корпуса. Если все Священное Писание прочитать вполне реально и тех, кто прочитал всю Библию не так уж и мало, то "всех Св.Отцов" ("Патрология" Миня - около 300 томов, причем это еще не самое полное и во многом устаревшее издание) - гораздо труднее и я вообще не уверен в том, что таковые существуют (ну или это считанные специалисты в мире). Т.е. реально все читают какую-то выборку из Отцов. Соответственно возможность неправильно истолковать Отцов на порядок выше, чем неправильно истолковать Писание, и в общем-то это все более-менее вменяемые люди понимают (вот например даже у о. Серафима Роуза есть "Как не надо читать Святых Отцов"). Но о.Георгий (в отличии от Роуза!) почему-то не пишет статей "Как не согрешить, читая Святых Отцов"...

Безусловно, если сыплешь пулеметными очередями цитать из Отцов, соборов, канонов, Житий и богослужебных книг, можно снискать имидж крутого православного, "ревнителя отеческих преданий" и т.п., что в соответствующих кругах есть cool (равно как в кругах протестантов-фундаменталистов сool - это сыпать цитатами из Писания). О.Георгий Максимов, на мой взгляд, этим и занимается, причем скорее всего искренне: похоже, что первый, кого он убеждает в крутизне собственного православия и ревновании по отеческим преданиями - это он сам.

При этом сама по себе проблема, поднятая о. Георгием, вполне реальная (только, как я сказал, вопрос должен шире ставится - и в отношении понимания Отцов тоже). Как человек, имеющий отношение к ведению евангельских групп (пусть и не IRL, а по скайпу) скажу, что на мой взгляд одна из проблем в обсуждениях, которые на группах проходят - малая, так сказать, "доказательная база" суждений: слишком часто говорят "от ветра головы своея". В общем, было бы, наверное, хорошо, если бы действительно на встречах как-то более серьезно аргументировали свои мысли, сообразуя их с православной традицией. Для этого, например, я перед своими скайп-встречами рассылаю заранее комментарии, параллельные места и т.п. Не знаю, правда, насколько это реально помогает кому-либо кроме меня самого - пока готовлюсь к встрече, поневоле проникаюсь...

То, что о.Георгий предлагает - это по сути дело что-то типа учебного занятия по курсу "святоотеческая экзегеза Священного Писания". Вещь это весьма здравая (другое дело, что вряд ли это должно быть единственно возможной формой евангельских встреч), но я две проблемы вижу - не столько принципиальных, сколько скорее технических. Первая - это то, что святоотеческие комментарии относительно труднодоступны: под рукой (особенно в и-нете) есть далеко не все. Да и объем самих комментариев большой (того же Златоуста хотя бы если взять - там же одно какое-нибудь толкование о-го-го). Т.е. готовиться ведущему к такой встрече (ведь по идее о. Георгия он должен "рассказывать группе о том, как Святые Отцы толкуют данное место) очень непросто. Вторая - это какой формат таких встреч: грубо говоря, формат "лекции" (когда только слушают) или "семинара" (когда предполагается обсуждение). Мне лично идея "семинара" ближе, но боюсь она самому о.Георгию не понравится - можно ж "накосячить" в таких обсуждениях!

И последнее. Когда-то я побаивался протестантских проповедников, которых в 90-е годы было немало: ну как же - бойко цитатами сыплют! Постепенно по мере изучения Писания этот страх ушел. Так вот: чтобы не бояться любителей сыпать пулеметными очередями их отеческих цитат, надо таки Отцов знать. Поэтому хотя поход Коледжа "Наследие" - изучение прежде всего библейских дисциплин, мне кажется в нем надо и Отцов изучать: например, должен быть курс типа "Святоотеческая экзегетика Писания". Это и само по себе полезно, и начетчикам аргументированно возражать поможет.

евангельские группы, Священное Писание, фундаментализм, богословие, православие

Previous post Next post
Up