"О покаянном братстве и значении выcшей совести старших в нем"

Dec 31, 2011 01:40


В дополнении к сказанному ранее - нашел я на сайте ПСМПБ проповедь о. Георгия "О покаянном братстве и значении выcшей совести старших в нем". Особенно заинтересовало меня следующее место:У того же Николая Николаевича Неплюева была ещё одна интересная идея, на которую сейчас нельзя не обратить внимания, особенно в связи с выходом очередного, четвёртого тома его сочинений, изданного недавно нашим братством. Это ещё не последний том, но очень важный, потому что в нем говорится о событиях 1899-1901 годов. Те, кто помнит историю неплюевского Крестовоздвиженского братства, понимают, что это значит: для них тогда было кризисное, по-своему чёрное время в связи с внутренним расколом, с внутренними искушениями, из которых они вышли блестяще, хотя и не без потерь.

В этом томе говорится между прочим и о том, кто такие старшины (у нас они называются главами общин) в неплюевском братстве. Николай Николаевич Неплюев с удивительным дерзновением называл старшин совестью общины, высшей совестью (здесь, конечно, помог его природный аристократизм: он мог себе позволить всё называть своими именами, ни на кого не оглядываясь, ничего и никого не боясь, потому что он был рыцарем духа). Для нас это звучит так же непривычно, как призыв к соборному покаянию. Он и себя как блюстителя называл высшей совестью всего братства и считал, что это главное его служение братству. Он - совесть, поэтому он должен реагировать на всё и жить в братстве именно как такого рода совесть, не приписывая себе никакой безгрешности (ведь совесть тоже может в чём-то погрешать, при этом всё-таки оставаясь совестью).

Меня здесь потрясло прежде всего то, что он не только себя - кающегося блюстителя братства - назвал его высшей совестью, но и старшин в нем называл так же. Это значит, что община и братство имеет единую совесть пред Богом и голос Божий для всех членов звучит одинаково, а не для каждого по-своему, кому как захотелось. Это значит, что люди имели возможность увидеть свои грехи, сверяя себя с этой совестью, что не отменяло их личной совести пред Богом. То, что была совесть высшая, не означало, что другая, низшая, уже не совесть. Ответственность могла быть разная, но каждый человек призывался слушать голос совести внутри себя - и в общине, и в братстве. И именно эта совесть могла призывать к покаянию, именно она более всего указывала на грехи. Не только каждый сам о себе думал, в чем он согрешил, потому что быстро оказывалось, что то, о чём думает отдельный человек, чаще всего вещи мелочные, а больший масштаб человек обретает лишь в соборном разуме Церкви.

Соборный разум Церкви - это не только архиерейский собор, это не только голос предстоятеля, это нечто куда более тонкое и личностное, куда менее символическое. Церковная иерархия имеет большое значение, но это всегда символическое явление церкви, это ещё не реальность духа, поэтому всегда возникает вопрос: так где же эта реальность?
Некоторые места, на которые я рекомендовал бы обратить внимание, выделены жирным шрифтом.

Тут дело вот в чем: как я говорил ранее, по доходящей до меня информации в последнее время в ПСМПБ весьма значима тема послушания "старшим в Братстве". Публично, правда, братчики на подобные темы говорить отказываются ( "Для этого ты должен стать членом братства"), но и из "открытой информации" видно, что не так уж это и невероятно: если "община и братство имеет единую совесть пред Богом и голос Божий для всех членов звучит одинаково, а не для каждого по-своему, кому как захотелось", а главы общин ("старшины") являются "совестью общины, высшей совестью", то весьма логично, что "каждый человек призывался слушать голос совести внутри себя - и в общине, и в братстве, и именно эта совесть могла призывать к покаянию, именно она более всего указывала на грехи", а отсюда уже недалеко и до соответствующих организационных принципов и дисциплинарных требований.

Честно говоря, слова про единую совесть в лице "старшин", одинаково звучащий голос Божий и т.п. звучат весьма двусмысленно и смутительно - во всяком случае, для меня (мне лично куда ближе слова К.С.Льюиса о том, что "Аслан рассказывает каждому только его историю"). Претендуя на то, чтобы говорить от имени "общей совести" и провозглашать "одинаково для всей общины звучащий голос Божий", очень и очень непросто "льна курящегося не угасить и трости надломленной не преломить", и до манипулирования "младшими" со стороны "старших" (а то и откровенного "зомбирования") тут буквально один шаг.

Разумеется, "может быть - не значит есть": потому-то и хотелось бы получить от самих братчиков разъяснения о реальных условиях жизни в их Братстве - хотя бы затем, чтобы рассеять подозрения (а все-таки все не так страшно, как мне представляется?). Увы, своим упорным нежеланием говорить с т.н. "внешними" на подобные темы братчики лишь укрепляют уверенность в обоснованности моих опасений...

о.Георгий Кочетков

Previous post Next post
Up