Нечего на Дворкина пенять...

Dec 29, 2011 06:34


если члены ПСМПБ демонстрирует характерно сектантское поведение.

Один из характерных признаков секты по А.Л.Дворкину - непрозрачность, когда "внешним" говорят одно, а "своим" - другое. Мне уже не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда члену ПСМПБ задается некий неудобный для него вопрос, а он(а) разными путями уходит от прямого ответа: в лучшем случае начинаются разного рода неубедительные отговорки, а в худшем мне прямо отвечали, что на эту тему со мной говорить не будут. Яркий пример - мой диалог с Натальей Адаменко (не кем-нибудь, между прочим, а официальным сотрудником информационной службы Преображенского братства) по вопросу о преподаваемому оглашаемым учения об ангелах ( 1 2 3 4).

Другой пример - разговор с ней же о проблеме "послушания и единства" в контексте интервью с о. Георгием Митрофановым ("Нет ничего худшего, чем замена религиозной веры новой идеологией, подмены Христовой веры новой идеологией, в которой свобода и любовь будут выхолощены, а на их место будут поставлены другие ценности, например единство и послушание"). Суть дела была вот в чем: по доходящей до меня информации (можно даже сказать, что и по слухам - это говорили мне конкретные люди, вполне заслуживающие, на мой взгляд, доверия и уважения, но вся проблема в том, что по тем или иным причинам я не уполномочен ими оглашать их имена) в последнее время проходящим в ПСМПБ оглашение много говорится о важности послушания катихизаторам и "старшим в Братстве" ("без этого у вас не будет никакой духовной жизни"), а кроме того от желающих быть членом ПСМПБ требуют принятия неких "Обетов верности Братству" (или, как их ещще называют, "Обетов верности Богу через жизнь в Братстве"), якобы предполагающих в числе прочего то самое "послушание старшим в Братстве", а также то, что "Братство для его члена должно стоять на первом месте по сравнению с работой, учебой, семьей и прочими интересами".

Если хотя бы что-то из вышеперечисленного соответствует действительности, то нельзя не признать, что цитирование активисткой Братства вышеупомянутых слов о. Георгия Митрофанова про "единство и послушание" является немалым лукавством и смахивает на поиски сучка в чужом глазу. По этой причине я и попросил Наталью Адаменко подтвердить эти слухи или опровергнуть их, на что мне было сказано " даже обсуждать не собираюсь, тем более с вами". Такой подход мне видится странным и явно неполезным для репутации в ПСМПБ: если то, о чем я говорю, истине не соответствует - так почему бы прямо и открыто слухи и подозрения не опровергнуть? Если в том, о чем я говорю, в ПСМПБ не видят чего-то зазорного - то опять-таки, почему бы не признать открыто: да, есть то-то и то-то, и мы этого не стесняемся, т.к. считаем важным для нашего христианского пути.

По поводу обетов, кстати, это заведомо не "сплетни и слухи" - вот, как принято говорить, пруфлинк. Т.е. факт того, что члены ПСМПБ принимают какие-то обеты, можно считать вполне доказанным - вопрос лишь в конкретной их формулировке. Увы, члены ПСМПБ (и не одна Адаменко - см. ниже), говорить на эту тему со мной упорно отказываются, что слишком уж похоже на вышеупомянутую характерную особенность сектантского поведения.

Один из характерных поводов для ухода от ответа продемонстрировала a_tanj: " в каждой семье есть своя жизнь, в которую внешним не этично входить, и в христианской все так же". На мой взгляд, это неубедительно. Во-первых, неэтичным, на мой взгляд, является для постороннего лезть в подробности личных отношений членов "семьи" (семьи по плоти, общины, братства, монастыря и т.п.) - у кого с кем симпатия или антипатия, кто что про кого говорит и т.п. Если же перехода на личности нет, а есть интерес к принципам и условиям жизни некоей (так ее назовем) структуры, то ничего зазорного я тут не вижу. Скажу более - в силу того, что ПСМПБ занимается активной миссионерско-просветительской деятельностью, такой интерес полностью оправдан: надо ж понять, в конце концов, куда людей зовут-то!

Во-вторых, кого, собственно, в данном контексте члены ПСМПБ называют "внешними"? a_tanj пытается провести параллель между ними и оглашаемыми: " Ты прекрасно знаешь литургические законы - "двери, двери" означает, что все внешние должны выйти из храма, двери закрываются для совершения таинства только верными". Но позвольте: те, кого она называет "внешними", являются членами Церкви, братьями и сестрами во Христе вне зависимости от того, состоят ли они в ПСМПБ, покинули ли они его или вовсе не имели никогда к нему никакого отношения! На основании чего тогда члены ПСМПБ скрывают от своих братьев и сестер во Христе важные подробности его внутренней жизни?

Вот, например, спрашиваю я во все то же разговоре - " расскажи, пожалуйста, что знаешь про эти обеты: каковы формулировки, как эти обеты даются и т.п." (речь идет о вышеупомянутых "Обетах верности Богу через жизнь в Братстве") и получаю в ответ: " Для этого ты должен стать членом братства, а так - пустое колыхание духовных словес". Ну все, думаю, как говорится - "приплыли": налицо чисто сектантский подход (что называется, привет вам, ребята, от Александра Леонидовича Дворкина), когда есть определенная "закрытая" информация (не относящаяся к межличностным отношениям), которую можно узнать, только вступив в организацию, а до этого - ни-ни. Правда, возникает резонный вопрос - а чего ради мне или кому бы то ни было надо вступать к организацию, которая сразу не говорит об условиях жизни в ней? Печально все это, на самом-то деле... Я ведь никогда не забываю, что начинал свой духовный путь именно у о. Георгия, прошел оглашение и до сих пор считаю, что у него много хороших идей: и оглашение, и русификация (в разумных пределах), и общинность. Многие годы своего жития-бытия на просторах Сети я их защищал - и в ФИДО, и на старом форуме Кураева (я там с тем же Дворкиным сильно "рубился" - вот тут, например), и сейчас от этого не отказываюсь. И потому-то мне и печально, что сейчас я вынужден согласиться с моим оппонентом десятилетней давности, но, как говорится, "Платон мне друг, но истина дороже", а самое главное - как сказала одна моя знакомая, с которой мы вместе некогда учились в СФИ, "Того братства, где мы с тобой выросли, давно уже нет"(:

Один лишь вопрос для меня остается открытым: могло ли сложиться иначе? Могла ли та "система о. Георгия", куда я когда-то пришел и где духовно родился, пойти иным путем и не выродиться в секту? Надеюсь все-таки, что могла: я знаю массу достойнейших православных людей, прошедших через нее (кто просто оглашался, кто СФИ учился, кто катихизировал и т.п.). Да, в тот или иной момент они (как и я) ее покинули, но думаю, что полученный в ней опыт не был для них (как и для меня) бесполезным. В общем, не может быть изначально порочным то "гнездо", откуда вылетело столько замечательных "птенцов"...

о.Георгий Кочетков

Previous post Next post
Up