Страна заботится о своих поэтах

Aug 02, 2012 13:48

У Бродского есть длинное стихотворение "Представление", написанное в начале перестройки (1986), а в нем - такие строки:
  Входит некто православный, говорит: "Теперь я -- главный.  
    У меня в душе Жар-птица и тоска по государю.    
  Скоро Игорь воротится насладиться Ярославной.      
Дайте мне перекреститься, а не то -- в лицо ударю.  
    Хуже порчи и лишая -- мыслей западных зараза.      
Пой, гармошка, заглушая саксофон -- исчадье джаза".
Я не фанат Бродского, к тому же не считаю комическое самой сильной стороной его дарования. Трагическое, трагиироническое, трагискептическое  -  да, но когда Бродский смеется или высмеивает, он как-то сразу мельчает  (вот и Мандельштаму не удавались шуточные стихи).  Вышеприведенная строфа всегда казалась мне плоско-пародийной,  мелко-карикатурной. Ну если не "Крокодил", то "Огонек".

Нужно было пройти четверти века, чтобы эти строки обрели объемность и комическое в них обзавелось своим "траги-".  Что это - достоинство стихов Бродского, раньше не столь очевидное?  Или это дегенерация самой реальности,  ныне оправдывающей карикатуру на себя, словно это было мистическое прозрение?  Гегель, а впоследствии Маркс заметили, что все великие исторические события повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй - как фарс. И теперь фарсовые строки Бродского обрели тот провиденциальный и провидческий смысл, которoго им раньше не хватало. Как все-таки страна заботится о своих поэтах!

farce, poetry, history

Previous post Next post
Up