Недавние бедствия и Силоамская башня

Jul 23, 2012 17:40


Как всегда, возникает вопрос: "Почему?"  Почему именно эти жители Крымска погибли при наводнении? Почему именно эти посетители кинотеатра  в Колорадо стали жертвой бойни? Почему торнадо, цунами, землетрясение губят одних и щадят других?  Почему погибает тот, кому время цвести, a выживает тот, кому время тлеть?  Наша реакция на катастрофу:  ужас, сострадание -  и изумление перед ее непостижимым и непредсказуемым произволом.

В Евангелии от Луки мы находим поразительное откровение о беспричинности, но небеспоследственности стихийных бедствий и роковых происшествий. "В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли Вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю Вам; но если не покаетесь, то так же погибнете. Или думаете ли, что те осьмнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но, если не покаетесь, все так же погибнете" (Лука, 13:1--5).

Парадокс этого рассуждения в том, что погибшие погибли не  оттого, что были виновны, -- они не греховнее тех, что остались жить. Но те, что остались жить, могут погибнуть уже по своей вине, потому что перед  ними есть пример тех, кто погиб, не успев раскаяться. Говоря о мертвых, Христос обращается к живым, и, отрицая причину гибели мертвых, обращается с призывом к живым, чтобы предотвратить их гибель.

В этом суждении есть глубокая неожиданность, нарушение привычной логики: настоящее невыводимо из прошлого, но будущее определяется настоящим. В отличие от индийских концепций кармы и астрологического детерминизма, концепция судьбы, сложившаяся в иудео-христианстве, обнаруживает, что между прошлым и будущим нет равновесия причин и следствий. Нет симметрии, ибо сейчас, в настоящем, человек наделен свободой и отвечает за то, что случится с ним впредь. Нет вины на погибших, но ответственность ложится на живущих. Христос исходит не от события (падения башни) к причине, устанавливая строгую обусловленность происшествия, но от события к следствию, устанавливая свободу человека в определении своей участи.

В другом евангельском эпизоде -- со слепорожденным -- Иисус так толкует смысл его болезни. "И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии" (Иоанн, 9:1--3). В этой сцене ученики Христа, как  в свое время и  друзья Иова, пытаются рационально объяснить болезнь как следствие скрытого или забытого  греха. Если Иов, отрицая свою вину, обращает к Богу вопрос: "за что?", то евангелие дает ответ устами Сына: не "за что", а "зачем".

Поэтому комментарии некоторых представителей православной церкви о том, что несчастья, постигшие жертв землетрясения на Гаити или цунами в Японии, - это наказание Бога за их грехи, на мой взгляд, противоречат самой сути христианства.

christianity, fate, disaster

Previous post Next post
Up