Эпиграф: «У Глупова нет истории... Рассказывают старожилы, что была какая-то история, и хранилась она в соборной колокольне, но впоследствии ни-то крысами съедена, ни-то в пожар сгорела». М Е Салтыков-Щедрин
Собственно, так можно было бы назвать будущую книгу, рассказав в ней о моей борьбе с бюрократизмом министерства обороны, в лице военкомата АО. Но все по порядку. У меня был дед, Ленников Виктор (Виталий) Иванович, который родился 6 (по н.с. 19) мая 1911 г. При крещении пьяный поп ослышался и записал под фамилией «ЛеЙников», отсюда казус плавно перетек в совдеповское свидетельство о рождении. Дело в том, что все советские свидетельства о рождении, о браке, паспорта выдавали на основании церковных метрических книг, тем кто, конечно, родился до революции.
Запись в метрической книге
Советское свидетельство о рождении
Чуть позже, наш герой выправил документы, изменив заодно и имя, став: «ЛеННиковым ВИКТОРОМ». Отсюда возможная путаница в документах.
Когда мама была еще жива, она оставила вот такую запись в сетях
Что я знаю о Викторе Ивановиче, дополнительно?
То, что он со слов моей матери, до войны служил на границе с Китаем в районе реки Шилка, в погранвойсках, где потерял зрение. Данный факт нашел подтверждение в архиве погранвойск. Виктор Иванович Ленников служил в 54 Нерчинском кавалерийском погранотряде, в Забайкальском округе с 30 декабря 1933 по 7 октября 1935 гг.
Справка из архива погранвойск. В Астраханском военкомате мне утверждали, что Виктор Иванович вообще не служил!
После службы пошел работать плотником в артель "Деревообделочник", позже его перевели в "Иншвейпром" в чемоданный цех. Судя по документам артели "Деревообделочник" и "Иншвейпром" находились рядом и работников в случае перебоев с работой, переводили из одной в другую. В фонде "Иншвейпром" обнаружил протокол общего собрания, где разбирали недостачу ящиков. Один из активных спикеров был Виктор Иванович. Начальника ящичного цеха уволили, а недостачу покрыли из паевых денег и зарплаты.
Скан протокола общего собрания.
Здесь Виктор Иванович и проработал до 1941.
Когда настала ВОВ, он попросился на фронт, а на медкомиссию направил другого человека. На фронте Виктор Иванович получил ранение в позвоночник и уже был демобилизован окончательно. Это было, примерно в 1942. После лечения и до самой смерти работал плотником, кажется, корабельным плотником. Война изуродовала здоровье и судьбу солдата, поэтому жениться не стал, детей не заводил. Получал очень большую зарплату, помогал всей родне.
Моя бабушка (племянница для ВИЛ) с благодарностью вспоминала Виктора Ивановича, ухаживала за его могилой.Тяжелые фронтовые условия, здоровья не прибавили, умер 9 октября 1963. Получается, ни в какие списки ветеранов он записаться не успел. Потому что празднование победы было утверждено с 1965.
Учетная карточка Виктора Ивановича из отдела кадров.
Справка о потери зрения от 14.05.1938.
Ни могу не добавить здесь свидетельство
Ленникова Николая Ивановича, его родного брата, капитана 937 сп, оставившего 29.06.1941 автобиографию, в которой он писал «…брат мой находится в рядах РККА».
Автобиография-свидетельство брата
И вот однажды проверяя «Книгу памяти» и иные памятные сайты, обнаружилось, что нашего Виктора Ивановича - там нет! Пытался пробить через ЦАМО рф в Подольске, отвечают, что информации нет, никакой. Обратитесь, мол в Астраханский военкомат, но там заняли глухую оборону, если нет в «Книге памяти», значит - не воевал.
По последним данным историка Николая Земского, опубликованным в "
Новой газете" в ВОВ погибло 42 млн чел. И это не предел, утверждают историки. Представляете, как завалены архивы! Архивы не заинтересованны в сохранении и систематизации документов.
Медицинский архив также дал отрицательную справку.
Есть предположение, что его призвали повторно еще до начала войны.
Мои просьбы самостоятельно ознакомиться со списками призывников с июля 1941 г и ранее, были хладнокровно отбиты! Несмотря на то, что неправленные списки давно находятся в открытом доступе, в интернете, на сайте «Обд мемориал» - отказали на основании того, что в списках призывников находятся «персональные данные». На что я заметил, что с любыми документами можно знакомиться спустя 75 лет, то есть до марта 1943, вполне могу.
Теперь в боевое применение вступил аргумент: «А вдруг вам что-то нужно..?»
Родные мои! Обещаю, что германской разведке ни при каких обстоятельствах «персональные данные» советских бойцов не передам!!!
Тут меня, грешным делом, мучают смутные сомнения, а в порядке ли списки призывников 1941 года? Почему боятся пускать в архив РВК? Может их давно съели крысы? А может это вредность такая, о которой так долго писали в «Фактах и компроматах», а я не верил, в этом вопросе?
И вот невольно задумаешься, почему ветераны вермахта, так браво маршируют, да и в таком количественном составе, на своих парадах, и почему так мало наших, выживших бойцов РККА? Может не нужно им доказывать, что воевали на фронтах?
И все бы было смешно, если бы не пропагандировали нам, любить Родину, скрепы патриотизма…
Могу пообещать лишь одно, что своим троим сыновьям, я обязательно буду рассказывать, как министерство обороны рф чинило препятствия в установлении боевого пути Ленникова Виктора Ивановича.
И вот получил письменный ответ из военкомата. При чем указанны три взаимоисключающие причины. Архив уничтожен, архив засекречен, его там нет.
P.S. Позже узнал, что военный комиссар Астрахани задержан при получении взятки.
Дополнение. Размышляя над подписью, сделанной к оборотной стороне фотографии
брата, он писал:
"Родная! Мамка! Рая! Витя! Лида! Примите на добрую память! Ваш Н. Ленников. г. Оржоникидзе. 26 декабря 1942г."
Думаю, не случайно в памятной записи упомянут "Витя". Он был уже дома, комиссован по ранению! Итого, у нас имеются письменные документы того, что Виктор Иванович 29 июня 1941 ушел добровольцем в РККА, а 26 декабря 1942, уже был демобилизован. Не исключено, что оба брата воевали рядом, если не в одном и том же подразделении. Писем увы - нет. Не понимаю, почему их не сохранили! Впрочем, возможно, виноват небольшой пожар.
Также, мне говорили, что воевал Виктор Иванович против дивизии горнострелков "Эдельвейс"на Кавказе. Возможно, нужно просмотреть все списки стрелковых частей в этом районе боевых действий. Возможно, учли его гражданскую специальность и он был сапёром. Просмотреть все медсанбаты. Был он рядовым.
P.S. Вспомнил случай. Виктор плохо видел, поэтому на фронте (на Кавказском фронте) он попросил однополчан: "Показывайте мне куда бежать! И я буду ходить в атаку!"
Вспомнил об этом читая про императора Иоганна Слепого, тот погиб при похожих обстоятельствах.
Жаль, больше ничего не знаю.
Возможно, нет в списках при военкомате, потому что пошел добровольцем через райком партии.
P.S.S. Виктора Ивановича внесли в
Книгу Памяти в девятый том. Мои письма подействовали. Но не указан номер части и когда призван, значит это не по архивным данным, а просто уступка мне. А у меня лишь косвенные данные, увы!
Похоронен на Старом кладбище на ул. С. Перовская, вместе со своим отцом Ленниковым Иваном Петровичем. По главной аллеи налево вниз и направо до могил Еремицкого, Ядыгина, Кузьмина повернуть направо.
#япомнюягоржусь,#Ленников, #Родина, #ИсторияВОВ, #история, #Астрахань, #министерствообороны,
#Память, #яПомнюяГоржусь, #История, #НеМожемПовторить, #ВОВ, #Война, #ВеликаяОтечественнаяВойна, #9мая, #1945, #ВтораяМироваяВойна, #WW2, #1945год,
#ЦАМО, #ЦАМОРФ, #ЦентральныйАрхивМинистерстваОбороны,